Время новостей
     N°163, 06 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2005
Проект Siemens "положен под стекло"
Российско-немецкий скоростной поезд притормозили
Государственные «Российские железные дороги» (РЖД) пересматривают совместный с германским концерном Siemens проект по организации скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом. Соответствующий договор с Siemens предусматривает, в частности, производство скоростных поездов в России под немецким техническим руководством с использованием российских комплектующих. Этот договор был подписан прежним президентом РЖД Геннадием Фадеевым 11 апреля этого года в Ганновере в присутствии президента России Владимира Путина и федерального канцлера Германии Герхарда Шредера (кстати, сразу после этого Федеральная антимонопольная служба объявила о том, что отклонила ходатайство Siemens о приобретении у «Интерроса» 73,463% акций "Силовых машин" -- на том основании, что это противоречит антимонопольному законодательству, а также в связи с отсутствием порядка продажи иностранцам предприятий, задействованных в оборонной промышленности). В опубликованном вчера интервью журналу "Итоги" нынешний президент РЖД Владимир Якунин заявил, что он был вынужден приостановить реализацию этого проекта "в том виде, в каком он замышлялся". "Рассчитываем осуществить программу без миллиардных кредитов", -- пояснил г-н Якунин.

Как сообщило вчера агентство AK&M со ссылкой на неназванный источник в РЖД, к концу сентября Siemens должен был подготовить эскизный проект, однако этот срок был перенесен. По словам главы германской железнодорожной компании Deutsche Bahn Хартмута Медорна, которые также приводит агентство, проект "положен под стекло".

Стоимость одних только высокоскоростных поездов (а в рамках этого проекта РЖД намеревались приобрести до 60 таких составов) оценивалась в 1,5 млрд евро. Эти поезда должны были обеспечить пассажирские перевозки со скоростью до 300 км/час в первую очередь на линии Москва--Санкт-Петербург--Хельсинки. В среднесрочной перспективе РЖД рассматривали возможность связать скоростными железнодорожными магистралями несколько других российских городов (например, Омск--Новосибирск, Москва--Нижний Новгород, Москва--Ростов), а также Москву с Киевом. Завершение строительства первого поезда было запланировано на декабрь 2007 года. В мае Геннадий Фадеев объявил, что уже передал Siemens список 69 российских предприятий, из которых немецкий концерн должен был выбрать партнеров -- поставщиков комплектующих. Согласно согласованному сторонами производственному графику, доля российских деталей в готовом поезде должна была постепенно увеличиваться: с 30% в 2007--2008 годах до 40--45% в 2010 году и до 70% к 2015 году.

Для реализации проекта Siemens создал совместное предприятие с "Трансмашхолдингом", владеющим Демиховским вагоностроительным заводом. Переговоры о привлечении кредитов на развитие своей инфраструктуры РЖД вели, в частности, с Европейским банком реконструкции и развития. Кроме того, компания рассчитывала на государственную поддержку проекта в виде таможенных льгот на импортное оборудование и комплектующие.

"Роль высокоскоростного движения для развития России трудно переоценить. То, что новые поезда, представляющие собой воплощение самой передовой научно-технической мысли, будут производиться в нашей стране, делает этот проект прорывным для российского транспортного машиностроения", -- говорил в апреле в Германии г-н Фадеев.

Г-н Якунин, сменивший г-на Фадеева, в июне заявил, что РЖД намерены продолжать развитие проекта по строительству высокоскоростных поездов совместно с Siemens. "Не может быть в правовом поле ситуации, при которой один начальник подписывает контракт, а другой его отменяет", -- сказал тогда новый главный железнодорожник.

Михаил КУКУШКИН