|
|
N°163, 06 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О пользе голодания
Сахалинским горнякам обещали полностью погасить долги по зарплате
В городе Шахтерске на острове Сахалин горняки вчера прекратили восьмидневную голодовку, проходившую в шахте на глубине 142 м. В настоящее время в шахте продолжают находиться 16 шахтеров, заявивших, что не покинут ее до тех пор, пока всему коллективу шахтоуправления «Шахтерское» не выплатят долги по зарплате -- около 34 млн рублей.
Горняки остаются под землей, несмотря на то, что вчера представители трудового коллектива ООО «Шахтоуправление «Шахтерское» и власти Сахалинской области подписали протокол по погашению задолженности по заработной плате. Согласно подписанному протоколу, назначенный вчера новый конкурсный управляющий ООО «Шахтоуправление «Шахтерское» Геннадий Долин должен обеспечить поэтапную выплату задолженности по заработной плате работникам шахтоуправления «Шахтерское» до 23 сентября.
Напомним, что акцию протеста первыми объявили тринадцать горняков во вторник, 30 августа. Шахтеры отказались подниматься из забоя после окончания рабочего дня и передали записку с требованиями к администрации шахтоуправления «Шахтерское» выплатить долги по заработной плате. 31 августа число участников бессрочной голодовки увеличилось. Ее поддержали еще семеро горняков. С поддержкой требований бастующих выступил и губернатор Сахалинской области Иван Малахов, заявивший, что «столь продолжительная невыплата заработанных угольщиками денег -- прямое нарушение закона». Тогда же в Шахтерск выехал вице-губернатор Сахалина Сергей Шередекин, который несколько лет руководил предприятием «Шахтерское».
Решением арбитражного суда Сахалинской области ООО "Шахтоуправление "Шахтерское" было признано банкротом в августе 2002 года, тогда же в отношении него открыто конкурсное производство. Однако внешнее управление оказалось столь же неэффективным, как и прежняя администрация. Жалованье сахалинские горняки последние несколько лет получали с перебоями. Этим летом никто из 400 рядовых сотрудников угледобывающего предприятия живых денег не видел. Обитатели маленького городка на западном побережье Сахалина выживают за счет приусадебных участков и тех продуктов, которые еще можно получить на шахте под будущую зарплату. 15 августа этого года все шахтеры были уведомлены об увольнении, что и вынудило их обратиться к самому действенному оружию пролетариата в условиях современной России -- голодовке.
Кризис угольной отрасли на Сахалине начался еще с середины 90-х годов, так как угольные пласты, где постоянную добычу начинали еще японцы, сильно истощены. Кроме того, шахты просто не выдерживают конкуренции с угольными карьерами: открытые разработки на порядок дешевле в эксплуатации, чем закрытые. В Углегорском районе Сахалинской области уже остановлены десятки шахт. Ликвидация угледобывающих предприятий приводит к вымиранию целых поселков. С карты острова уже исчезли такие населенные пункты, как Арково, Мгачи, Бошняково. Не исключено, что подобная судьба ждет и небольшой городок угольщиков Шахтерск. Сегодня у горожан считается большой удачей устроиться на работу вахтовым методом на нефтедобывающие комплексы на севере Сахалина или на строительство нефтеналивного терминала в порту Де-Кастри в соседнем Хабаровском крае.
По факту невыплаты заработной платы рабочим «Шахтерского» прокуратура Сахалинской области назначила проверку. В настоящее время вся документация предприятия-банкрота изъята. Вчера прокурор Сахалинской области Юрий Денисов сообщил, что по факту невыплаты зарплаты шахтерам и злоупотребления полномочиями возбуждено уголовное дело против конкурсного управляющего шахтоуправления "Шахтерское" Татьяны Дмитриевой, которая взята под стражу. По данным прокурора, уголь, добываемый шахтой, реализовался конкурсным управляющим по цене 600 руб. за тонну при его себестоимости 1000--1200 руб. за тонну.
Прокурор сообщил, что г-жа Дмитриева на невыгодных для шахты условиях передала в аренду тяжелую технику предприятия -- экскаваторы и грузовые автомобили. По информации г-на Денисова, общая стоимость всего имущества предприятия, которое разыскивается прокуратурой, оценивается в несколько миллионов рублей.
Илья СЕРГЕЕВ, Южно-Сахалинск,