|
|
N°164, 07 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если можно -- то очень хочется
Депутатам понравилась мысль об увеличении социальных расходов
Государственная дума открывает очередную осеннюю сессию. Сегодня на первом пленарном заседании депутаты выслушают доклад министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова на тему доступности и качества медицинской помощи. Парламентарии готовы следовать социальным приоритетам, озвученным в понедельник Владимиром Путиным, и рады «отмашке» на открытие дискуссии о том, как распорядиться нефтяными деньгами и как их «вложить в человека». Фактически санкционированная президентом грядущая полемика об увеличении бюджетных расходов в исполнении депутатов может потеснить на второй план запланированную на осень работу над налоговой и муниципальной реформами.
По традиции главной темой осени в Думе станет федеральный бюджет. Не случись в исполнении президента масштабных финансовых обещаний в социальной сфере, возможно, депутаты вполне удовлетворились теми 115 млрд руб., что единороссы выпросили у премьера на социальные расходы при согласовании бюджета. Теперь же, судя по всему, предстоит жесткий разговор с Минфином, глава которого Алексей Кудрин намерен и впредь оберегать нефтяные деньги от бездумного и опасного для экономической стабильности проедания.
И хотя спикер Думы Борис Грызлов уверяет, что «инвестиции в человека» не повлияют на макроэкономические параметры бюджета, а 100 млрд руб., которые, по его мнению, необходимы для реализации путинских социальных проектов, уже заложены в проект бюджета-2006, конфликт между лоббистами во время принятия бюджета может разгореться нешуточный. «Добавляют» и «отрезают» от бюджетных статей традиционно во втором и третьем чтениях, и наращивание расходов на те или иные приоритеты проходит за счет ущемления интересов других отраслей и ведомств. По словам члена бюджетного комитета Госдумы Оксаны Дмитриевой, проблема в том, что на самом деле на социалку придется опять «растягивать» мизерное «одеяло», заявленные на это дело 100 млрд руб. -- лишь три процента от всего объема расходов (4,2 трлн), и это никак нельзя назвать бюджетом «социальной направленности».
В плане работы Госдумы на осеннюю сессию значится около 500 проектов законов. И это без учета законопроектов о предполагаемой индексации зарплат учителям, врачам, ученым и работникам сельского хозяйства, которые правительству еще предстоит написать и передать на рассмотрение депутатам.
Тесно смыкается с главным хитом политического сезона -- увеличением расходов на социальные нужды -- пакет законопроектов по жилищным вопросам, унаследованный от весенней сессии. Это поправки в Жилищный кодекс и банковское законодательство, защищающие рынок недвижимости от недобросовестных игроков и упрощающие доступ населения к ипотечным программам. Бюджетные деньги будут направлены и на оснащение инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных под жилищное строительство.
Принятие пакета законов по налоговому администрированию, первое публичное обсуждение которого должно состояться уже в ближайший четверг на «круглом столе» с участием депутатов, представителей Минфина, бизнеса и президентской администрации, может затормозиться налоговыми «хвостами», скопившимися с весны. И хотя налоговый комитет весь вчерашний день пытался разобраться с ними буквально не поднимая головы, в перечне не рассмотренных законопроектов не менее трех десятков. Пусть даже и технических, но на них тоже требуется время.
Не исключено также, что осенью активизируется полемика и вокруг дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. В ноябре планируется продолжить работу над проектами Водного и Лесного кодексов, а также принципиально важным для будущего иностранных инвестиций в Россию законом о недрах.
В осеннюю сессию депутаты должны рассмотреть одобренные весной в первом чтении поправки к закону о местном самоуправлении о продлении на три года срока реализации реформы местного самоуправления. В свое время эти поправки дали повод к слухам о сворачивании реформы МСУ и отмене муниципальных выборов, так как в случае отсрочки реформы до 2009 года непонятно, что делать уже избранным главам муниципалитетов. Продолжится работа и над законопроектом «О противодействии терроризму», ограничивающему конституционные права и свободы граждан в условиях режима террористической опасности. Среди новых инициатив президента, предложенных к разработке в осеннюю сессию, -- законопроект о государственной монополии на производство спирта. Его обсуждение тоже явно не будет беспроблемным -- слишком отчетливы взаимоисключающие интересы разных лоббистских групп.
Ирина СКЛЯРОВА