|
|
N°163, 06 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформа или заплатки?
Эксперты расходятся во мнениях об эффективности повышения зарплат медикам
Вчерашнее обещание Владимира Путина серьезно повысить зарплату медработникам и оснастить 10 тысяч поликлиник и станций скорой помощи высокотехнологичным диагностическим оборудованием для России беспрецедентно. До сих пор никто из руководителей страны, правительства или хотя бы профильного министерства не обещал почти двухмиллионной армии российских медиков, что уже в следующем году заработки вырастут почти вдвое. В последние годы грядущие изменения к лучшему связывали с проведением структурных реформ в отрасли, в процессе которых должны были кардинально измениться схемы финансовых потоков и высвободиться ресурсы для материального стимулирования врачей и медсестер. Однако, судя по всему, свободные деньги появились у государства совсем из других источников. И завтра окрыленных медиков уже будет волновать, сумеет ли государство донести обещанные президентом тысячи рублей до работников первичного звена уже в 2006 году. Пациентам же и вовсе остается только гадать, отразится ли такое увеличение зарплаты на качестве медицинской помощи. Прояснить ситуацию газета «Время новостей» попросила экспертов.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, председатель комитета Госдумы по охране здоровья:
--Я считаю, обещания президента реализуемы. Вернувшись после встречи с президентом, сопоставила то, о чем он говорил, с проектом бюджета на следующий год, который мы сейчас получили. Бюджет на 2006 год только по разделу здравоохранения увеличивается на 177%. Такого никогда не было. Причем, от всех дополнительных денег, которые дало правительство после нулевого чтения, 67% идет именно на здравоохранение. Это в общем-то приличные деньги. Удельный вес расходов на здравоохранение и спорт составит уже 3,4% ВВП!
Может быть, несколько нескромно так говорить, но я считаю, что в этом есть и наша, законодателей, заслуга. Все-таки, когда обсуждалась реформа здравоохранения, мы все говорили о том, что без денег никакой реформы не будет. И мы всегда предлагали сконцентрировать основные усилия на первичном медицинском звене, о необходимости поддержать которое вчера говорил президент. Потому что 80% объема медицинской помощи оказывает именно первичное звено: скорая помощь, поликлиники, профилактические подразделения. А они у нас сейчас в полуразрушенном состоянии.
Когда в июле обсуждался в ходе предварительного, нулевого чтения проект бюджета-2006, нас многое там не устраивало. И мы категорически заявили, что не будем такой бюджет поддерживать. И после этого нам прислали новый расклад - и он полностью подтверждает все обещания президента. Да, представьте себе - 15 тысяч рублей будет зарплата участковых врачей, где-то около 10 тысяч заработная плата медсестер.
Однако не все так просто. Допустим, что деньги у государства есть, но нужны механизмы, чтобы эти деньги дошли до конкретного врача, медсестры, поликлиники. Ведь пока не решены все сложности с тарифными сетками, система финансирования медучреждений вообще слишком сложная. К этому надо добавить еще и проблемы разграничения межбюджетных отношений. Сейчас оплату труда медиков отдали субъектам федерации: хотите по единой тарифной сетке платите, хотите - вводите отраслевую, ограничили только минимум. Ну не могут наши регионы обеспечить достойную зарплату. Мы предлагали задать более четкие рамки. И вот этим сейчас займется федеральный центр.
Правительству решать, как будут реализовываться все обещания: и по заработной плате, и по укреплению материально-технической базы первичного звена. Могут быть и новые федеральные целевые программы. Закупка импортного оборудования пойдет из средств Стабилизационного фонда - техника за счет федеральных денег пойдет в муниципальное здравоохранение. Президент предложил создать специальный совет, который будет разрабатывать механизмы реализации программ, направленных на оздоровление первичного звена в здравоохранении. Более того, Владимир Владимирович сразу определил сроки исполнения - даже не три года, на которые рассчитан бюджет, а два года. А все основные задачи должны быть выполнены уже в 2006 году.
Я считаю, что в здравоохранении настал тот критический момент, когда больше ждать нельзя. Законы о реформе или модернизации здравоохранения обсуждаются уже давно. Но до сих пор они не были подтверждены финансово. Госдума всегда требовала от Минздрава, предлагавшего эти законопроекты, найти золотую середину. И я надеюсь, что к нам прислушались. Теперь деньги есть, и более того, чтобы эти деньги выплачивались, мы должны быстро принимать новые законы.
Александр САВЕРСКИЙ, президент общественной организации «Лига защитников прав пациентов»:
--Участковый врач с зарплатой в 15 тысяч не перестанет вымогать деньги с пациентов. Потому что контроля за ним нет. Ни экономической, рыночной, страховой системы контроля. Критериев качества оказания медицинской помощи нет - Росздравнадзор только пытается этим заниматься.
Обещания выделить такие средства до начала кардинальной перестройки всей системы здравоохранения означает, что победило лобби главврачей. В течение последних полтуора-двух лет шло достаточно жесткое противостояние между реформаторами и удельными медицинскими князьями, которые не хотели ничего менять и только требовали денег. На мой взгляд, проблема не в том, сколько денег в здравоохранении - их будет не хватать всегда. Поэтому главный вопрос - насколько эффективно они используются. Я сильно сомневаюсь, что при нынешнем положении дел эти деньги принесут пользу.
Деньги выделяет государство, которое должно ориентироваться на результат - ему важно здоровое население. А врачи всегда в основу угла ставили сам процесс лечения, и привыкли получать деньги - от пациентов в конверте, от страховых, из бюджета - за него, а не за результат. А результата можем не увидеть, потому что, повторюсь, контроля за расходами в здравоохранении нет. Лечебно-профилактические учреждения финансируются из множества различных источников с принципиально разными системами ценообразования. И главврачи давно научились этим пользоваться. Никто не может даже обоснованно объяснить, сколько должен стоить укол.
Спрашивается, за что именно госбюджет, страна будет платить сейчас? Что нам за это пообещают медики? Мы на 130-м месте в мире по уровню здравоохранения. И не только из-за того, что денег нет, а потому, что работать эффективно не могут. У нас эти деньги идут на избыточные койки в больницах, которые не могут сократить уже много лет.
Безусловно, усиливать надо амбулаторно-поликлиническое звено. Но оно должно работать иначе. У нас в поликлиниках привыкли всех пациентов с проблемой серьезнее кашля отправлять сразу в стационар. И четкой модели, которая заставит хороших врачей перейти из более прибыльных стационаров - прибыльных, потому что там практически открыто берутся деньги за все услуги - в первичное звено, пока не предложено. К сожалению, это не реформа, а заплатки.
Олег ВОЛКОВ