Время новостей
     N°163, 06 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2005
Ограниченная вакханалия
Идеи президента по сдерживанию тарифов подходят только для немонопольных секторов экономики
Владимир Путин вчера на совещании с членами правительства заявил о необходимости прекратить «вакханалию» при установлении тарифов на услуги транспорта, ЖКХ и связи. «Право определять размеры тарифов в этих сферах нужно, конечно, предоставлять органам субъектов федерации, но не выше пределов, установленных федеральным правительством», -- сказал президент.

Сейчас так устанавливаются исключительно электроэнергетические тарифы -- т.е. происходит регулирование деятельности энергетиков-монополистов. Однако на транспорте существует лишь одна монополия -- железнодорожная, в связи -- только «Ростелеком», предоставляющий услуги междугородней и международной связи, а в ЖКХ все монополии -- локальные. Тарифы на немонопольные виды услуг (абонплата за телефон, перевозки в городском транспорте и др.) регулируются в соответствии с президентским указом и правительственным постановлением от 1995 года. Как все можно унифицировать на федеральном уровне, тем более за два года (а именно на этот срок строит планы президент), эксперты не представляют. Хотя они согласны с Владимиром Путиным, что тарифную реформу обязательно необходимо провести.

Тарифы в регионах растут высокими темпами прежде всего потому, говорит руководитель одной из частных компаний, работающих на рынке ЖКХ, что существует неурегулированная задолженность прошлых лет перед поставщиками услуг, как правило, региональными монополистами. При этом, считает он, единственное, что можно сделать в этой ситуации, -- реструктуризировать эту задолженность (примерно по такому же сценарию, как несколько лет назад проходила реструктуризация бюджетной задолженности). Но не на год или два, так как за столь малый период ничего добиться невозможно, а лет на восемь--десять в зависимости от региона и величины этой задолженности. И дальнейшее регулирование тарифов проводить в зависимости от условий этой реструктуризации. Это позволит предприятиям планировать капитальные вложения в качество предоставления услуг.

Тарифы же будут расти в любом случае, полагает предприниматель. Однако они будут стимулировать население уходить от нормированных объемов услуг и переходить на счетчики и на зонную оплату в транспорте. В итоге малоимущие слои населения будут экономить и платить меньше (как вариант -- местный бюджет будет их субсидировать), а богатые будут платить ровно столько, сколько стоит услуга.

Прийти к этому можно, только если правительство подготовит методологию реструктуризации тарифной задолженности, а на местах ее скорректируют в зависимости от условий (поскольку это вопрос регулируемых субъектов --- как правило, муниципальных предприятий, у каждого из которых свое финансовое положение и свой объем кредиторской задолженности, из центра разработать условия для каждого из них невозможно).

Владимир Путин же считает, что ситуацию также можно исправить структурными реформами: «Поручаю правительству подготовить поправки в законодательство, а региональным властям -- предметно заняться демонополизацией ЖКХ, системы общественного транспорта и связи. Одной монетизации здесь недостаточно... Без конкуренции по-прежнему будут расти только цены и тарифы, но не качество и не разнообразие самих услуг». Впрочем, понятно, что подобные меры могут что-либо изменить только в немонопольных сегментах (транспорт, связь, отдельные услуги ЖКХ). Для локально монопольных видов услуг (теплоснабжение, водоснабжение, отчасти канализация и др.) эти рецепты не подходят. С другой стороны, и правительству поручений изменить что-либо пока дано не было.

Николай ГОРЕЛОВ