|
|
N°128, 19 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия -- Путин -- евреи
Именно под таким заголовком российские информационные агентства выпустили вчера сообщения о том, как российский президент провел вечер понедельника. В этом заголовке, собственно, и заключается почти вся новость или, как говорят евреи, весь цимес. Точнее, цимес заключается в том, что неожиданный заголовок «Россия -- Путин -- евреи» относится к сообщениям о событии сугубо мирного и даже праздничного толка. Для упомянутой России, где антисемитизм в течение долгих лет являлся государственной политикой, это, безусловно, событие историческое. Во всяком случае, чтоб российский президент, тактично не надев кипу, перерезал ленточку перед входом в открывающуюся синагогу, подобного еще не бывало. Конечно, Борис Николаевич ездил в декоративную синагогу на Поклонную гору, а Юрий Михайлович посадил не одно дерево в честь братского еврейского народа, но все это было как-то предвыборно.
Вчерашнее мероприятие официально называлось «Открытие Еврейского общинного центра Бейс Менахем», построенного в основном на деньги хасидской еврейской организации «Хабад Любавич» в Марьиной роще, на месте синагоги, сожженной полтора года назад никогда не найденными злоумышленниками. На церемонию с одной стороны -- с улицы Образцова -- стекались простые евреи с лицами радостными и доверчивыми. С другой стороны -- с Вышеславцева переулка -- заходили VIP-евреи с лицами торжественными и значительными, обмахиваясь VIP-приглашениями. Они шли в маленький дворик перед входом в только что построенный семиэтажный стеклобетонный дом, где помимо синагоги уместились фитнес-центр, школа, кошерный ресторан и многое другое. Здесь, во дворике, и происходило главное: Путин В.В. в обществе главного раввина Израиля Мордехая Илиякху, главного раввина России Берла Лазара и прочих главных раввинов и активистов еврейского общинного движения открыл центр -- первый, как было отмечено, в Восточной Европе. Путин произнес ужасающую речь в стилистике покойного Леонида Ильича Брежнева, расцвеченную оборотами типа: «Взаимопроникновение культур, переплетение и развитие национальных традиций -- это то, что обогащает нашу жизнь, делает нашу страну духовно сильной, уверенной и богатой». VIP-евреи слушали почтительно, но приуныли и оживились лишь когда президент похвалил еврейский народ за талантливость и энергичность (тут раздались аплодисменты). Сам Путин от собственной речи тоже заметно приуныл и оживился лишь когда, отступив от текста, сообщил уважаемой публике, что вообще-то именно он в свое время открывал в Питере первую в стране еврейскую школу для мальчиков. Под конец спича президент приободрился, исполнив довольно тупой анекдот «от Хазанова» и, невзирая на низкое качество юмора, внеся оживление в серьезное мероприятие. Каждый выступавший начинал свою речь с трогательного исторического отступления о тяжкой судьбе евреев и «мечте моего дедушки из Ташкента», а заканчивал торжественным сообщением о том, что присутствие Путина при воплощении мечты есть великий знак. Путин не отпирался. Берл Лазар зачитал свою речь по-русски -- с почему-то кавказским акцентом. Главный же раввин Израиля благословил Путина и подарил ему специальный рог шафар, в который на Земле обетованной трубят в редких и особо важных случаях и из которого специально обученный хасид громко протрубил прямо в Марьиной роще. Звучали псалмы и молитвы, зрители кричали «Мазлтов!» На трибуне рядом с Путиным помимо охраны важно стоял Владимир Ресин в качестве главного зодчего синагоги, Берл Лазар, посол США Джим Коллинз, неопознанные, но очень важные раввины и главный шоу-дизайнер Борис Краснов, которому доверили держать в руках мезузу -- священный свиток, вывешиваемый на двери порядочного еврейского дома. Самыми заметными персонажами вне трибуны были Натан Щаранский и Роман Абрамович.
В общем, праздник удался. Основные выводы: евреи в целом удивительно красивая нация, у них сохранились удивительные имена и фамилии -- Агранат, Фуксон, Плитман, Лазарь Моисеевич, Моисей Лазаревич и даже Шейлок; простые люди всегда симпатичнее, чем их VIP-представители, и, наконец, иногда лучше жевать, чем говорить. Конечно, Путин хотел хорошего, но когда он сказал о том, что Федерация еврейских общин России, созданная всего год назад (в отличие от «гусинского» Конгресса еврейских общин), уже доказала властям свою нужность и конструктивность, в том смысле, что «мы во властных структурах чувствуем ее влияние на себе, она уже влияет на нас», никто не рассмеялся. Куцее лоббистское мироощущение еще не пустило корней в еврейских общинах. Как признавались активисты еврейского движения, съехавшиеся в Москву со всей России и из СНГ на открытие синагоги и семинары по подготовке к встрече еврейского Нового года, им вообще-то совершенно все равно, как разные раввины, конгрессы и федерации борются между собой за влияние на властные структуры. Им, евреям, важно что? Чтобы дети могли изучать язык да историю с религией и при этом не бояться. Остальное -- суета сует и томление духа, как говорил древний еврей Соломон.
Татьяна МАЛКИНА