|
|
N°162, 05 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Портовики рвутся на западный берег
Мурманск требует свободы
Минтранс разработал проект новых правил, призванных регулировать взаимоотношения железных дорог и морских портов. Об этом было объявлено в пятницу в Мурманске, где прошло выездное совещание под председательством министра транспорта России Игоря Левитина о развитии Мурманского транспортного узла. Смысл проекта с пространным названием «Правила планирования перевозок грузов, в том числе грузов в контейнерах, железнодорожным транспортом через морские порты» сводится к тому, что для каждого порта предлагается официально установить его пропускную способность. Железные дороги должны будут ориентироваться на этот показатель, принимая заявки на перевозки грузов в тот или иной порт. Заказы, превышающие возможности порта, они должны будут отклонять. Сложность реализации этого на первый взгляд очевидного решения заключается в том, что оно затрагивает экономические интересы разных ведомств и организаций. Как объяснил «Времени новостей» источник в Минтрансе, формальное закрепление этого самоочевидного требования связано с тем, что железнодорожники взимают плату с грузоотправителей сразу после загрузки вагонов. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы принять к отправке как можно больше грузов, что время от времени приводит к заторам на подъездных путях портов. Правда, РАО «РЖД» в таких случаях практически всегда располагает аргументами, свидетельствующими, что затор сформировался из-за нерасторопности администрации порта или его грузчиков.
По поводу собственно Мурманского узла на совещании было объявлено, что близка к завершению генеральная схема его развития до 2015 года. И.о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (ФАМРТ) Владимир Попов пообещал уже в понедельник (то есть сегодня) передать документ на согласование губернатору Мурманской области Юрию Евдокимову, а к концу сентября утвердить схему окончательно. Разработку схемы санкционировал еще в январе 2003 года тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов. Но с тех пор заинтересованные ведомства не достигли единодушия во взглядах на будущее Мурманского узла. На выездном заседании губернатор г-н Евдокимов защищал идею строительства нового порта на западном берегу Кольского залива (то есть напротив современного Мурманска), а также придания этой новостройке статуса свободной экономической зоны. А представители ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заявили, что не видят смысла тянуть железнодорожную ветку на западный берег, так как новый порт там, с их точки зрения, экономически не оправдан.
Дискуссии о расширении перевалочных мощностей в Мурманске активизировались в 2002--2003 годах, когда ведущие нефтедобывающие компании России (ЮКОС, ЛУКОЙЛ, «Сибнефть», ТНК, «Сургутнефтегаз») высказали намерение совместно построить первый в стране негосударственный экспортный нефтепровод Западная Сибирь -- Мурманск. Особенно реальной идея стала казаться с апреля 2003 года, когда ее поддержал премьер Михаил Касьянов.
Дальше этого дело не пошло, что и констатировали участники прошедшего в пятницу заседания. «Мы мечтаем о трубе, -- сказал Владимир Попов. -- В принципе Минтранс одобряет эту идею, но пока реальных шагов со стороны грузоотправителя нет». Мурманская трубопроводная система, по его словам, упоминается в особом разделе генеральной схемы развития транспортного узла, однако в целом план составлен без учета этого проекта. Тем не менее и без трубопровода разработчики спланировали к 2010 году переваливать на причалах восточного берега залива (там, где был основан город Мурманск и где сейчас располагаются оба гражданских порта города -- морской и рыбный) от 21,58 (минимальный план) до 28,92 млн тонн грузов (максимальный план). Из них 12,58--19,82 млн тонн должно прийтись на сухие грузы, а 9 млн тонн (в обоих вариантах плана) на наливные. Кроме того, планируется переваливать от 27,5 до 32,5 млн тонн на портовых мощностях, вновь построенных на западном берегу (где сейчас располагаются только объекты Северного флота). В частности, там предполагается обрабатывать 11 млн тонн сухих грузов и 16,5--21,5 млн тонн наливных. К 2015 году объемы перевалки на восточном и западном берегах соответственно должны возрасти до 25,87--29,14 и 34,2--40,5 млн тонн.
Губернатор области Юрий Евдокимов попросил министра Левитина поддержать просьбу о предоставлении будущему порту на западном берегу прав свободной экономической зоны. Министр отнесся к этому благосклонно и сказал, что ему импонирует идея развития западного берега с тем, чтобы вынести туда из городской черты обработку пылящих грузов (угля), а старый порт перепрофилировать под экологически чистые контейнеры.
Правда, к идее о свободной экономической зоне скептически отнесся полпред президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов. Отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей», он напомнил, что действующий закон о таких зонах не предусматривает их создания в портах (а только в производственных или научных фирмах). Г-н Левитин тут же парировал, что ведь закон можно изменить или принять новый. «Вот именно, только через изменение закона или принятие нового», -- согласился г-н Клебанов, при этом тон полпреда свидетельствовал, что пересмотр законодательства не кажется ему таким уж простым делом.
Михаил КУКУШКИН, Мурманск