|
|
N°162, 05 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первая треть
Венеция посмотрела фильмы Джорджа Клуни, Энга Ли и Такеши Китано
С каждым днем на Лидо приезжает все больше звезд. В воскресенье в красивейшем отеле «Де Бэйн» (где Висконти снимал «Смерть в Венеции») дают интервью сразу несколько голливудских звезд: Мэтт Дэймон, Хит Леджер, Моника Беллуччи, Терри Гилльям -- по фильму «Братья Гримм» (через неделю после окончания фестиваля он выйдет в российский прокат), Энтони Хопкинс, Гвинет Пэлтроу и Джон Мэдден -- они представляют картину «Доказательство» (тоже скоро появится у нас), исполнители главных ролей в «Элизабеттауне» Орландо Блум и Кирстен Данст (премьера в России -- 19 ноября), а также легендарный кореец Пак Чан Вук -- в конкурсе уже показали его «Сочувствие госпоже Месть» (фильм сразу попал в фавориты).
Правда, звезд, гуляющих по улицам, теперь в Венеции не увидишь -- они строжайшим образом охраняются. Говорят, даже канал, по которому участники кинофорума подплывают к фестивальному дворцу (этому красивейшему ритуалу много лет), ежедневно проверяют водолазы. «Меня совершенно не беспокоят ни куча охраны, ни всякие проблемы. Я привык получать удовольствие от жизни и не трачу эмоции на то, чтобы чего-то бояться», -- сказал на пресс-конференции Хит Леджер. Но это особое мнение. Хотя меры безопасности серьезно затрудняют жизнь, фестивальщики относятся к ним с пониманием -- покорно открывают сумки для дотошного досмотра (теракты в Лондоне здорово напугали всех европейцев).
Ныне показана уже треть конкурсной программы. Моим фаворитом пока является фильм Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи!». Он напрочь лишен глянца, а сам Клуни говорит, что ничего не имеет против развлекательных картин, обожает «11 друзей Оушена», но, когда имеет дело с режиссурой, предпочитает кино проблемное. Как и предыдущий фильм Клуни «Признания опасного человека», новая картина -- о телевидении 1950-х годов. В название вынесена фраза, которую один из героев -- телеведущий Эдвард Мюрроу --произносит в конце своего новостного шоу. Клуни играет продюсера этого шоу -- принципиального и смелого борца за свободную и честную журналистику. Вместе с Мюрроу герой Клуни выступает против маккартизма, развернувшего «охоту на ведьм». Весь фильм состоит из редколлегий, обсуждений, монтажей и просмотров на мониторах речей Маккарти, из диалогов о том, как делается телевидение и чего стоит правда.
Большая часть публики, похоже, отдает предпочтение фильму Энга Ли «Горбатая гора» -- по крайней мере ему достались самые громкие аплодисменты на просмотре. Режиссер, снявший «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и «Ледяной ветер», на этот раз рассказывает историю ковбоев-гомосексуалистов, которые не могут быть «счастливы вместе» из-за общественных предрассудков и которым в конце жизни оказывается «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Несмотря на то что главные роли сыграли суперзвезды Джейк Гилленхал и Хит Леджер, российские дистрибьюторы сочли фильм непрокатным и решили ограничиться видеорелизом. Хотя если «Горбатая гора» получит в Венеции награду, прокатчики, быть может, и передумают.
Уже традиционным для фестиваля Марко Мюллера сюрпризом оказалась картина Такеши Китано Takeshis. В ней великий комик и главный якудза сыграл сразу несколько ролей, вернее, себя в нескольких ипостасях. Один из героев -- Такеши, успешный шикарный телеведущий, второй -- Китано, робкий неудачник, что работает в захудалом мини-маркете и мечтает о том, как будет мочить якудзу на большом экране. Когда он просит у Такеши автограф («Подпишите для мистера Китано»), японская суперстар пишет: «Мистеру клоуну». Наваждение Китано-фрика переходит из реальности в сны, где мистеру Такеши нет места, а заканчивается... не буду говорить чем, потому что картина куплена для российского проката. Сам же режиссер говорит, что абсолютно все герои, которых он назвал своим именем (еще несколько Такеши присутствуют в снах), -- персонажи вымышленные, с реальным Китано имеющие мало общего. На пресс-конференции растроганный неожиданным приездом Такеши Марко Мюллер вручил ему статуэтку из муранского стекла, над которой Китано несколько минут порычал, после чего перевел: «Спасибо. Очень тронут». Критики приняли фильм прохладно, правда, на начальных титрах -- Office Kitano -- зал взорвался привычными аплодисментами.
Из наших на фестивале уже показали «Первых на Луне» Алексея Федорченко и «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова (он, правда, представляет Казахстан). Встретили оба фильма тепло, но без шквальных оваций, как было два года назад с «Возвращением». Обе пресс-конференции прошли вяло (правда, встреча с журналистами создателей «Горбатой горы» было не веселее). Зато Рустам Хамдамов получил приглашение от итальянцев устроить в Венеции перформанс с ариями его артисток. («Вокальные параллели» -- фильм-концерт, где пожилые казашки, экс-солистки советских оперных театров, поют вживую разные романтические арии, а действие скреплено комментариями Ренаты Литвиновой на казахском языке.) Артистки охотно согласились, сказав, что они и сегодня в отличной форме.
Фильм Алексея Германа-младшего «Гарпастум» будет показан одним из последних (это считается хорошим знаком), а сегодня в Венецию должен прибыть Никита Михалков -- исполнитель одной из ролей в фильме Кшиштофа Занусси «Персона нон грата». Местная пресса пишет, что Занусси, который последние годы круче, чем на ММКФ, не поднимался, один из самых серьезных участников конкурса. О нем -- в следующем репортаже.
Елена СЛАТИНА, Венеция