|
|
N°162, 05 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва телевизионных канцлеров
Политическое шоу для шатающихся немцев
Вчера вечером сразу по четырем каналам немецкого телевидения прошла первая предвыборная теледуэль между нынешним канцлером Герхардом Шредером и Ангелой Меркель -- его соперницей от консервативного блока ХДС/ХСС. Схватку транслировали общественно-политические каналы АРД и ЦДФ, а также крупнейшие частные -- Сат1 и РТЛ.
Для Шредера это был практически беспроигрышный поединок -- недаром немецкие СМИ прозвали его «медиаканцлером» и «канцлером-шоуменом». Окончательные итоги вчерашней 90-минутной перепалки в прямом эфире стали известны лишь поздним вечером. Однако эксперты единодушно считали фаворитом Шредера.
Эксперт Института политологии Дуйсбурга-Эссена социолог Торстен Фаас отметил, что «во всех категориях избирателей однозначное большинство рассчитывает на победу Шредера». Около 70% опрошенных были уверены, что в теледуэли верх одержит нынешний канцлер. Более того, 45% опрошенных сторонников партии ХДС/ХСС убеждены в личном превосходстве Шредера. Лишь 35% христианских демократов надеялись, что верх в споре возьмет их кандидат Ангела Меркель.
Но если бы сами выборы в парламент прошли вчера, то Шредер вряд ли мог бы рассчитывать на победу. По данным опроса телеканала ЦДФ, за социал-демократов отдали бы свои голоса лишь 32% избирателей, а за Меркель с ХДС/ХСС -- 42%.
Впервые в истории германской демократии предвыборные дебаты прошли осенью 2002 года. Тогда канцлер Шредер, баллотировавшийся на второй срок, вышел на теледуэль против соперника из ХДС/ХСС баварца Эдмунда Штойбера.
Может ли убедительная полемика в телеэфире помочь политику одержать верх на выборах? После дебатов Шредер--Штойбер лишь 2--3% телезрителей признались, что зрелище изменило их позицию при голосовании. Эксперты полагают, что теледуэль лишь укрепляет у избирателей прежние политические симпатии: ведь в «своем» кандидате немцы стараются выявить сильные стороны, а в «чужом» -- слабые. Правда, есть еще «колеблющиеся» и «шатающиеся», кто не определился с выбором. По данным опросов, не более трети немецких избирателей считают теледуэли «важным этапом» избирательной кампании. Для остальных политическое телешоу особой роли не играет.
Юрий ШПАКОВ, Берлин