Время новостей
     N°162, 05 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2005
Патология политологии
Выставка Георгия Острецова в галерее Марата Гельмана
Георгий Острецов очень хороший дизайнер. Учился в художественном училище при Большом театре. Жил в Париже. Сотрудничал с кутюрье Кастельбажаком и режиссером Люком Бессоном. Для фильма Taxi изготовил коллекцию латексных масок вида совершенно монструозного. Если мне не изменяет память, латексные маски Острецова были востребованы и в артхаусном трэше режиссера Мурзенко «Апрель».

Хорошим дизайнерам, да еще прошедшим школу Большого театра, никак не терпится обустроить мир как-то тотально, в ницшеанско-вагнерианском жанре -- Гезамткунстверк, что ли. Ну и обустраивают. Острецов придумал тотальный проект «Новое правительство». Бесконечный как комикс и как комикс «псевдежный». Псевдежом кинокритики Абдуллаева и Медведев назвали претенциозную киношную дрянь, которую режиссеры выпускают специально к фестам в надежде правильно загрузить жюри и схавать все призы. А комиксный псевдеж коннотаций жестко отрицательных не имеет, так как просто называет своим именем родовое свойство комикса -- компенсация за подлинную душевную апатию, безразличие и экзистенциальный вой средствами имитации полнокровной, полной событиями и эмоциями жизни. Думается, что появление комиксов -- симптом старости культуры, ее языковой дряхлости. И вот Острецов ловко так использовал это псевдежное свойство комиксов в рефлексии на тему псевдежности всякой власти, политики и правления. И в случае с комиксами, и в случае с властью создается механизм абсолютных манипуляций сознания. Даже обдолбанным психоделикам шестидесятых такие эксперименты не снились. Сознанием твоим руководят, раздувают жабры, надувают пузыри, в которых -- призывы, угрозы, слоганы. Микшируют образ врага, с которым власть обязана бороться, награждая своих героев. И весь этот мир абсолютно фантомный, ну просто Жан Маре в латексной маске -- никакого шанса получить право на комментарий, зачем тобой манипулируют, и в случае с властью, и в случае с комиксами нет.

И власть и комиксы соблазнительны -- их союз сублимирован в телевидении, компьютерных играх и голливудских блокбастерах. И Острецов проект за проектом делает тотальный дизайн всех этих властных ингредиентов, от стрелялок до фильмов категории «Б». Сегодня в галерее Гельмана мастер превзошел сам себя. Как сказал друг Острецова, другой знаменитый комиксмен и философ культуры -- именно так! -- Георгий Литичевский, мы наблюдаем каталог всех форм и уровней беспредела, проникшего в общество и политику. Объекты, видео, картины, световые скульптуры представляют случаи и героев беспредела, от валютных проституток до мировых агрессоров. И все сделано в добротной эстетике американских восьмидесятых -- помимо комиксов узнаются плакаты, обертки старой продукции парфюмерных и хозяйственных отделов, ассортимент садомазохистских порносалонов, картинка бондианской киноэпопеи и толстый-толстый слой пузырящегося пластика кислотных цветов. Поп-арт для Острецова лучший союзник, ведь знаменателем и властного дискурса, и комиксного, и дизайнерского является общество потребления. Латекс с ним!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки