|
|
N°162, 05 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Черный" день российского спорта
На днях в нашей взрослой национальной сборной впервые в истории российского спорта выступил натурализованный иностранец. Темнокожий (хотя в данном случае, как и в любом другом, цвет кожи не имеет никакого значения) разыгрывающий баскетбольного ЦСКА Джон Роберт Холден дебютировал в официальном матче за команду России. Таким образом, Россия присоединилась к популярной в современном спорте тенденции натурализовать атлетов, не попадающих в сборные своих стран, но превосходящих по классу аборигенов.
В самом факте натурализации спортсменов, их фактической перекупке и смене гражданства ко взаимной выгоде атлета и принимающей стороны нет ничего удивительного. Кенийских бегунов, например, перекупают уже не только старушка Европа или шейхи нефтяных азиатских империй, но и сами США -- самая великая спортивная держава планеты. Натурализованные бразильцы засветились в футбольных сборных разных континентов, от Японии до Болгарии. Не новость использование иностранцев в национальных сборных и для баскетбола -- в не последней по качеству баскетбольной сборной Италии многолетним лидером был натурализованный американец Карлтон Майерс.
Для России вообще и российского баскетбола в частности эта чисто спортивная проблема становится отчасти политической. Именно поэтому в среде спортивных руководителей нет однозначного отношения к иностранцам и, главное, какой-то внятной логики в их приглашении или неприглашении. Та же Федерация баскетбола России, например, фактически запретила использовать иностранных тренеров в качестве наставников национальных сборных, тогда как Федерация волейбола сразу после Олимпиады-2004 в Афинах, напротив, доверила и мужскую, и женскую сборные зарубежным специалистам. При том что качество российских волейбольных тренеров, пожалуй, превосходит качество баскетбольных. По большому счету с мужскими баскетбольными сборными России всех возрастов работают только что закончившие карьеру игроки. Причем наставник главной сборной Сергей Бабков едва ли может быть назван сколько-нибудь выдающимся тренером -- до неожиданного назначения на нынешний пост он тренировал один из слабейших и беднейших клубов премьер-лиги новосибирский "Локомотив", причем никаких особенных чудес его подопечные не показывали.
Иными словами, в России проблема легионеров в национальных сборных вырождается в конфликт между патриотическим сознанием, подсознательной гордостью чиновников за спортивное величие державы и признанием очевидного факта космополитичности современного мирового спорта. Этот конфликт способен привести к непредсказуемым последствиям. Слов нет, Джон Роберт Холден сильнее всех российских баскетбольных разыгрывающих -- многолетний плеймейкер сборной Василий Карасев давно не блистал и решил закончить карьеру в сборной, а юный Антон Понкрашев еще слишком неопытен. С другой стороны, само появление Холдена в сборной России грозит обернуться скандалом. Дело в том, что, принимая гражданство новой страны, игрок должен отказываться от старого, если между двумя странами нет договора о двойном гражданстве. У России и США такого договора нет. Как нет и уверенности, что Холден в реальности отказался от американского гражданства. Если, не дай бог, вскроется, что Холден -- гражданин двух стран, у Федерации баскетбола России и мужской сборной могут быть большие неприятности. Спасти может только безразличие соперников к натурализованным игрокам и благосклонность Международной федерации баскетбола -- все-таки Холден точно никогда не был заигран за сборную США и по крайней мере Россию нельзя будет наказать за использование игрока другой национальной сборной.
Но есть и более общие вопросы: кому именно Россия готова предоставлять гражданство за особые заслуги, стоит ли распространять практику использования легионеров в сборных на другие виды спорта. Ответы на эти вопросы станут понятны только тогда, когда российские спортивные чиновники определятся в главном вопросе: будут ли они следовать мировым спортивным тенденциям или для них важнее идеологическая нагрузка, которую спорт нес в Советском Союзе и отчасти продолжает нести в нынешней России.
Семен Новопрудский