|
|
N°151, 22 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Непомерная плата
Властям предстоит выбирать между благотворительностью и налоговой реформой
Налоговая реформа, которой не без оснований гордится российское правительство, под угрозой. Применение одного из важнейших ее принципов -- взимание единого социального налога -- мешает выплате денежных компенсаций российским узникам нацизма. Разрешение сложившейся ситуации может привести к ревизии идеологии реформы.
Председатель наблюдательного совета Фонда взаимопонимания и примирения по выплатам компенсаций бывшим узникам нацизма Людмила Нарусова заявила вчера Интерфаксу, что немецкая сторона не будет перечислять деньги узникам нацизма (см. справку), если с них будет взиматься единый социальный налог (35, 6% от суммы). Г-жа Нарусова требует правительственных гарантий того, что компенсации будут выведены из-под налогообложения, утверждая, что до этого «немцы не выделят ни одной марки». По ее словам, вице-премьеры Валентина Матвиенко и Илья Клебанов отнеслись к внезапно возникшей коллизии «с пониманием», а теперь ситуацию должен разрешить Михаил Касьянов.
В немецком фонде «Память, ответственность и будущее» заявления г-жи Нарусовой восприняли с недоумением. «Это проблема примерно полугодичной давности, -- заявил газете «Время новостей» официальный представитель фонда Кай Хенниг. -- Действительно, вопрос о налоге стоял, однако мы получили от российского правительства твердое заверение в том, что наши переводы облагаться социальным налогом не будут. «Вербальная нота» российского кабинета министров на сей счет поступила в конце июня. В ближайшие дни, до конца августа, в Россию будет перечислен первый транш в размере около 5 млн марок».
Вся беда в том, что вслед за фондом «Память, ответственность и будущее» аналогичные требования российским властям могут предъявить и другие благотворительные фонды. Единый социальный налог не впервые вызывает вопросы у благотворителей. Еще в начале года российское отделение фонда -- Институт «Открытое общество» -- объявило о приостановке выплат по грантам и гуманитарным программам, треть которых ушла бы прямиком в бюджет. Руководители «Открытого общества» добивались для грантополучателей льгот, обращаясь и в Минфин, и к г-же Матвиенко. И везде, по их словам, были выслушаны с пониманием. Однако никаких преференций в конечном итоге не получили. В результате фондом было принято решение выплатить деньги лишь по ранее анонсированным прошлогодним обязательствам. Выдача же новых грантов остается заблокированной «до урегулирования налоговых вопросов».
Однозначного ответа, должны благотворительные фонды платить налоги или нет, не существует. В думском бюджетном комитете корреспонденту газеты «Время новостей» сообщили, что благотворительные фонды не должны платить ЕСН. Согласно налоговому кодексу взносы в благотворительные фонды осуществляют коммерческие организации из своей чистой прибыли (т.е. после уплаты всех налогов), а распределяющие деньги фонды освобождены от уплаты ЕСН, так как не имеют трудовых отношений с теми, кому помогают. На практике выходит иначе. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» директор НИИ развития налоговой системы Дмитрий Черник, «весь механизм налогообложения благотворительных фондов прописан в НК недостаточно четко». По его словам, МНС еще зимой, когда глава по ЕСН только вышла, подготовило и внесло в правительство предложения, поправки, уточняющие правила работы с фондами, в том числе и с иностранными. Однако ничего с тех пор не изменилось, и налоговые органы относятся к фондам как к плательщикам. Глава НИИ РАНС согласился и с тем, что существует проблема взимания ЕСН с получателя благотворительной помощи. «Пока в законодательство не будут внесены изменения и льгота не будет прописана черным по белому, фонды будут вынуждены платить ЕСН, -- сказал г-н Черник. -- Ведь налоговики действуют не по духу НК, а по букве».
Уплата ЕСН действительно является головной болью для благотворительных фондов. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что «ЕСН пока не платят никакие благотворительные фонды или некоммерческие организации, потому как не знают, что должны платить». Г-н Джибладзе пояснил, что подавляющее большинство некоммерческих организаций работает с такими небольшими оборотами, при которых отчитываться в налоговой инспекции полагается раз в год. Поэтому когда придет время подавать финансовые отчеты, они столкнутся с большими сложностями. По оценке г-на Джибладзе, «под этот налог подпадают не только зарплаты, но и гранты, стипендии, при желании можно взимать налог и со стоимости подарка, который получил ветеран к 9 Мая, и со стоимости консультации, которую бесплатно получил анонимный алкоголик». Если кто-то из налоговых инспекторов будет опираться только на эту главу, говорит г-н Джибладзе, то он сразу насчитает благотворительным организациям недоимки по соцналогу. К тому же, по сведениям г-на Джибладзе, методические рекомендации, выпущенные МНС к Налоговому кодексу, предписывают взимать соцналог с благотворительных средств.
Ситуация может измениться уже в ближайшие месяцы. После встречи благотворителей с вице-премьером Валентиной Матвиенко в Думу в числе прочих дополнений в Налоговый кодекс была внесена поправка, избавляющая некоммерческие организации от единого соцналога. Пока же МНС выпустило новый вариант методических рекомендации, в котором предписывается не взимать соцналог с некоммерческих организаций. Прежние рекомендации отменены приказом министра. Правда не факт, что эти документы дошли уже до каждого налогового инспектора.
Однако об окончательной победе здравого смысла над бюрократической неразберихой говорить пока не приходится. Хотя бы потому, что схожие сложности у благотворительных организаций возникают с уплатой НДС и налога на прибыль. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры с Минфином.
Вывод некоммерческих благотворительных организаций из общего налогового режима нарушает один из основных принципов налоговой реформы -- категорический отказ от льгот и преференций кому бы то ни было. По сути это означает прекращение налоговой реформы, поскольку не только у благотворителей найдутся убедительные доводы, чтобы попросить льгот.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Юрий ШПАКОВ, Берлин, Виктор ХАМРАЕВ, Светлана МИХАЙЛОВА, Кирилл ВАСИЛЕНКО