Два ведущих производителя мировой автомобильной индустрии -- японская Toyota Motor Co. и американский Ford Motor Co. -- стали участниками одной из самых масштабных кампаний по отзыву автомобилей в истории. В минувший вторник оба гиганта одновременно объявили о готовности вернуть на доработку в общей сложности около 5 млн машин. Большая часть поломок приходится на Ford -- компания собирается отремонтировать 3,8 млн своих машин. Все они были выпущены на территории США с 1994 по 2002 год. В числе подлежащих отзыву автомобилей такие популярные в Америке модели, как Ford F-150, Expedition, спортивный Bronco и Lincoln Navigator SUV. Причиной отзыва стали неполадки системы круиз-контроля. Эта акция радикально повлияет на финансовые результаты концерна, считают эксперты, ведь она является третьим по масштабам отзывом Ford.
В результате специальной экспертизы, проведенной Национальным управлением по безопасности движения на шоссейных дорогах США (NHTSA) выяснилось, что система круиз-контроля имеет серьезный дефект: через кнопку ее отключения в электронные компоненты автомобиля может просочиться тормозная жидкость, способная привести к быстрой их коррозии и даже возгоранию. До того как автомобиль пройдет тщательный технический контроль, специалисты рекомендуют отключать систему круиз-контроля. На сегодняшний день зафиксировано порядка 550 случаев возгорания автомобиля из-за подобных дефектов, причем три случая -- с летальным исходом. По этой причине Ford уже отозвал 800 тыс. автомобилей 2000 года выпуска.
Главными инициаторами отзыва, благодаря которым стало известно об упущениях известнейшего американского автоконцерна, стала группа потребителей. Свои претензии они выдвинули как раз в тот момент, когда генеральный директор Ford Вильям Клей Форд-младший начал проводить активную кампанию, направленную на улучшение качества выпускаемых автомобилей. Согласно планам топ-менеджера, внимание к потребителю должно привести к высоким показателям продаж в США уже в ближайшее время. Но теперь этого может не случиться. Как сообщает NHTSA, объявленная акция станет третьим по масштабу отзывом в истории Ford и пятым -- в истории США. Аналитики сходятся во мнении, что она станет серьезным ударом для Ford. Силу ее тяжести представить нетрудно, если учесть, что объявленное для отзыва количество автомобилей Ford соответствует годовому объему продаж на всем североамериканском рынке. «Наиболее вероятно, что потребители воспримут этот отзыв негативно, -- считает аналитик автомобильного рынка IRN Inc. Эрик Меркл. -- Это станет еще одним черным пятном на репутации компании. Даже несмотря на то, что речь идет об относительно старых моделях, развитие компании задержится».
Впрочем, представители Ford пытаются спасти ситуацию: «У нас есть решение, способное устранить эту проблему, и мы уверены, что это нужное средство», -- отмечает пресс-секретарь автомобильной компании Кристэн Кинли. О каком точно решении идет речь, он не сообщил. Известно, что поставщиком содержавших дефекты составляющих являлась техасская фирма Texas Instruments Inc., представители которой уверены, что в целом система работает исправно. Пока трудно сказать, как разрешится спор двух партнеров, если, конечно, таковой имеется вообще.
Другая проблема обнаружилась у автомобилей Toyota. Японский производитель готовится вернуть для ремонта 978 тыс. автомобилей из-за возможных неполадок системы рулевого привода с усилителем. Проверке подлежат некоторые модели из выпущенных в 1989--1998 годах джипов 4Runner SUV, грузовиков 4WD и
погрузчиков T-100. Обосновывая необходимость ремонта, в NHTSA ссылаются на семь подтвержденных случаев, когда проблемы рулевого привода привели к нарушению безопасности работы погрузчиков T-100. Слабым утешением для потребителей служит лишь тот факт, что поломка до сих пор проявляла себя, когда машина не находилась в движении. Свой отзыв Toyota обещает начать в середине сентября.