Время новостей
     N°161, 02 сентября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.09.2005
Америка без бензина
Ураган создал в США топливный кризис
В Америке разразился настоящий бензиновый кризис. После того как над США пронесся ураган «Катрина», остановили работу девять НПЗ. В итоге стоимость топлива на некоторых заправках страны выросла в два раза и уже достигает 6 долл. за галлон (3,785 л). Нефтеперерабатывающие предприятия Америки в последнее время и так работали на грани своей возможности, поэтому не смогут компенсировать объем, потерянный рынком. На заправках во всех городах выстроились огромные очереди, люди скупают топливо бочками. На некоторых АЗС введено ограничение на отпуск товаров, а на колонках в южных штатах горючее зачастую отсутствует вовсе. Из-за прекращения поставок топлива нависла угроза закрытия десятка крупных аэропортов Соединенных Штатов, сообщает ИТАР-ТАСС. Вчера президент США Джордж Буш уже призвал американцев беречь бензин, пока есть перебои с его поставками, и пообещал, что правительство накажет нефтяные компании, которые завышают цены (кстати, с подобными заявлениями весной выступала премьер Украины Юлия Тимошенко, и кризис из-за них только разрастался).

Ураган «Катрина» пронесся над Штатами в понедельник. В результате была практически полностью остановлена работа нефтяников в Мексиканском заливе, где производится четверть добываемой в США нефти. Пока подводятся лишь предварительные подсчеты последствий катастрофы. На полное восстановление добычи могут потребоваться месяцы. Впрочем, это не самая серьезная задача для американцев, которую необходимо решить, -- выпавший объем будет компенсирован из стратегического резерва, который составляет 700 млн баррелей, что заметно превышает уровень прошлого года. Основная проблема состоит в том, что сырье просто негде перерабатывать.

«Граждане должны понимать, что шторм нарушил возможность производства бензина и его распределения, -- заявил вчера Джордж Буш, -- очень большой объем производства сырой нефти остановлен». Минэнерго США официально сообщило, что некоторые НПЗ смогут возобновить работу через одну--две недели, но остальным для этого понадобится «несколько месяцев». «В отличие от урагана «Иван» (он пронесся над Мексиканским заливом в сентябре 2004 года. -- Ред.), который нанес ущерб добывающим мощностям и надолго повлиял на производство нефти в регионе, «Катрина», похоже, может оказать более длительное влияние на нефтепереработку и систему распределения топлива», -- говорится в официальном сообщении ведомства.

Цены на бензин в Америке, где основная масса населения передвигается на собственных автомобилях, всегда были вопросом не только социальным, но и политическим. Washington Post вчера обнародовала результат исследования общественного мнения, согласно которому рейтинг президента Буша упал до самого низкого уровня -- его деятельность одобряют лишь 45% американцев. Помимо недовольства войной в Ираке простые американцы пеняют президенту на то, что он прилагает недостаточно усилий для сдерживания цен на бензин. Такого мнения придерживаются 73% респондентов. И это при том, что опрос проводился 28 августа, еще до того, как «Катрина» обрушился на страну.

Впрочем, по мнению экспертов, в скором времени нехватка бензина будет компенсирована экспортными поставками из Европы и Латинской Америки. Как отмечает директор по развитию нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов, в Европе традиционно наблюдается избыток бензина.

При этом кризис в Штатах позволит заработать не только нефтяникам, но и судоходным компаниям, в том числе и российским. По оценкам г-на Перфилова, спрос на танкеры во втором полугодии увеличится, а вместе с ним поднимутся и ставки фрахта на некоторых маршрутах. Ведь в дальнейшем США придется восполнять стратегические запасы за счет увеличения импорта. Приток импорта уже заставил расти цены на рынке трансатлантических танкерных перевозок светлых нефтепродуктов и поднял ставки на суда-продуктовозы класса Hendysize (дедвейтом 30--40 тыс. тонн), которыми топливо доставляется в США, на самую высокую отметку за год. «Это позволит существенно увеличить выручку таким российским пароходствам, как «Новошип» и «Совкомфлот», располагающим судами необходимого класса», -- отмечает эксперт.

Денис РЕБРОВ