|
|
N°161, 02 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киев доведет до языка
Украинские суды больше не говорят по-русски
Вчера на Украине вступили в силу новый Гражданско-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. Эти документы предусматривают ведение судопроизводства на всей территории Украины на государственном языке. Те же, кто не настолько хорошо знает украинский, чтоб улавливать юридические тонкости, могут воспользоваться услугами переводчиков. Напомним, что на Украине проживает 20 млн русскоязычных граждан, в том числе 8 млн этнических русских.
Конституция гласит, что украинский язык должен применяться без ограничений во всех сферах общественной жизни, разъясняет минюст. Осуществление судопроизводства на государственном языке -- «это обычная норма во всех странах, и Украина не исключение», считает директор одного из департаментов минюста Сергей Чехович.
В то же время около года назад Украина ратифицировала европейскую Хартию о языках, согласно которой в местах компактного проживания нацменьшинств в делопроизводстве, в местных СМИ и в сфере образования наряду с государственным могут использоваться языки этих нацменьшинств. Да и сам президент Виктор Ющенко во время выборов 2004 года обещал, что нацменьшинства не будут ущемлены, тем самым косвенно подтвердив положения хартии.
Вместе с тем в минюсте Украины корреспонденту «Времени новостей» разъяснили, что наивысшую юридическую силу имеет конституция, а международные договоры не должны ей противоречить. «Статья 10 конституции Украины оговаривает государственный статус украинского языка. И европейская Хартия о языках не может ограничить сферу применения государственного языка, -- заявил вчера «ВН» Иван Заец, депутат Рады от пропрезидентской Украинской народной партии. -- Хартия преследует не политические цели, а направлена на удовлетворение образовательных и культурных потребностей».
«Плевком в сторону России» и «целенаправленным разрушением связей между российским и украинским народами» назвал вытеснение русского языка из судопроизводства Леонид Грач, один из лидеров Компартии Украины и бывший спикер парламента Крыма. «Это звенья одной цепи -- попытки насильственной украинизации Крыма и других украинских регионов», -- заявил г-н Грач нашему корреспонденту. По его словам, «10-я статья конституции Украины наряду с государственным статусом украинского языка гарантирует защиту и развитие языков нацменьшинств, в том числе русского языка». При этом он напомнил, что Конституционный суд Украины признал крымскую конституцию соответствующей основному закону страны, а ведь конституция Крыма «дает право гражданам на выбор русского языка в делопроизводстве и других сферах».
«Я не считаю такие меры насильственной украинизацией, -- заявил «ВН» Иван Заец. -- Речь идет лишь о выполнении конституции Украины и элементарном законопослушании. Знание украинского не лишает нацменьшинств их прав». Но коммунисты уже собрали 49 подписей, чтобы подать запрос в Конституционный суд. Леонид Грач заявил «ВН», что не исключает межэтнических конфликтов на «языковой» почве.
Украинский политолог Андрей Ермолаев считает это маловероятным. «Социологические опросы показывают, что подавляющее большинство граждан Украины признает право украинского языка на государственный статус. К тому же последние 14 лет законодательство ведется на украинском, и все к этому привыкли. Сегодня экономические и социальные проблемы актуальнее политических», -- заявил он «ВН».
«Русскоязычные регионы Украины, в частности Крым, мечтают о преодолении коррупции в судебной ветви власти. Возле Рады даже были случаи самосожжения по этому поводу. В сравнении с этими проблемами -- языковая выглядит незначительной», -- прокомментировал «ВН» ситуацию шеф-редактор украинского журнала «Политическая мысль» Владимир Полохало.
По мнению главы украинского Института глобальных стратегий Вадима Карасева, «новая власть провозгласила политику формирования украинской идентичности, которая неизбежно коснется и языковой сферы». Власть последовательна и не скрывает своих намерений в преддверии парламентских выборов 2006 года. Политолог объясняет это тем, что у новой власти нет весомой альтернативы в виде сильной оппозиции, которая могла бы предложить свой политический проект. «Тогда была бы конкуренция украинских идентичностей, но ее нет», -- заключает политолог. К тому же в обществе нет массового сопротивления этой государственной политике.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев