|
|
N°161, 02 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восток наступает
На Венецианском фестивале появились первые звезды
На Лидо введены невиданные меры безопасности -- вся фестивальная территория окружена турникетами, а количество «карабинери» приводит в ужас привыкших к расслабленной венецианской атмосфере завсегдатаев. Забота о безопасности киносмотра -- одна из основных задач его руководителей. Директор фестиваля Марко Мюллер заявил: «Фестиваль, где собирается столько знаменитостей, лакомый объект для терактов». Мюллер не забыл прошлогодний невроз, связанный с Бесланом и слухами о террористической угрозе Флоренции и Венеции. Американские продюсеры, по словам Мюллера, всерьез обеспокоены участью вверенных им суперзвезд: возможно, будет ограничена даже работа папарацци. Звезд же Венеция ждет немало -- помимо отличного конкурса пройдет семь мировых премьер фильмов из Голливуда. Уже приехал Джордж Клуни с картиной «Спокойной ночи и удачи», в ближайшие дни должны прибыть Джон Туртурро, Кейт Уинслет, Сьюзан Сэрэндон, Элайджа Вуд, Гвинет Пэлтроу, Энтони Хопкинс, Мэтт Дэймон, Джейк Гилленхал и Хит Леджер, солирующий аж в трех фильмах.
В конкурсной программе -- 19 картин, среди которых «Гарпастум» Алексея Германа, плакаты которого расклеены по Лидо (на днях реклама фильма появилась на обложке журнала «Мувинг Пикчерс») Рядом с афишей «Гарпастума» красуются постеры «Элизабеттауна» Камерона Кроу с Орландо Блумом и Кирстен Данст и «Нокдауна» Рона Ховарда -- это фильмы внеконкурсной программы.
Пока из русских на фестиваль приехал только Алексей Федорченко (его фильм «Первые на луне» уже показали журналистам, и успешно). Хотя в разных программах представлены четыре наши картины, Россия лишь рядовой участник смотра. Основной ориентир здесь -- восточное кино. Фестиваль открылся фильмом гонконгского мастера Цуй Харка «Семь мечей», закроется картиной «Возможно, любовь!» тайца Питера Чана, в конкурсе «Служанка» китайца Стэнли Квана и «Сочувствие к госпоже Месть» корейца Пак Чан-Вука, а также американский фильм тайваньца по происхождению Энга Ли «Гора Сломанный хребет» (о ковбоях-гомосексуалистах). Вне конкурса уже показали грандиозный японский мультфильм «Последняя фантазия 7», премию за вклад в искусство кино вручат японскому режиссеру Хайяо Миядзаки (впервые за фестивальную историю награда достанется аниматору), а одной из крупнейших ретроспектив станет «Тайная история азиатского кино». Интерес к Востоку не случаен: возглавляющий фестиваль Мюллер -- продюсер, антрополог, интеллектуал -- китаист по образованию, двадцать лет занимающийся историей азиатского кино.
Мюллер старается превратить фестиваль из карнавального подиума киномоды в самый интеллектуальный смотр мира. Он утверждает, что программа этого года лучше отличной прошлогодней, и обещает, что фестиваль «заскрипит под весом имен и цифр». Фестиваль, говорит Мюллер, сознательно устроен как шизофрения, «он плюралистичен и намеренно противоречив», но у каждого фильма есть своя правда.
Среди членов жюри нет суперзвезд, оно состоит из людей, не слишком известных, но весьма уважаемых в профессиональном мире. Возглавляет его итальянец Данте Феррети -- работавший художником на фильмах Пазолини, Феллини, Скорсезе, Брайна Де Пальмы... Также в жюри китайский писатель и сценарист Ачен Жонг, французская режиссер Клер Дени, только что побывавшая судьей ММКФ, израильтянин Амос Гитай, немецкий режиссер Эдрар Рейтс, певица Эмилиана Торрини и американская продюсер Уристин Вашон, сделавшая такие фильмы, как «Далеко от рая» и «Мальчики не плачут».
Действие показанного на открытии внеконкурсного фильма «Семь мечей» происходит в середине XVII века. Грозный правитель запретил в стране боевые искусства и, дабы избежать восстания, повелел уничтожать всех воинов. Но семеро отважных решили защитить свою родину и правду. Два с половиной часа режиссер Цуй Харк демонстрирует все возможные боевые искусства -- и женские, и мужские. После обильного кровопролития семь меченосцев отправляются к правителю просить отмены запрета на единоборства. Снято очень красиво и очень длинно. К тому же в ключевые моменты на мониторе зависали английские субтитры, поэтому никто из публики, кроме китайцев, ничего не понял. Фильм этот, как, впрочем, и почти все хиты Венеции, выйдет в российский прокат.
Лидо заполняется фестивальным народом. О фаворитах пока не говорят. Последние фестивали доказали, что громкие имена не гарантия значимости фильма. Возможны весьма неожиданные повороты. И самое удивительное: по главному итальянскому каналу РАИ 1 второй день подряд показывают русское кино. Сперва крутили что-то черно-белое со Сталиным, потом «Братьев Карамазовых». А почему, никто не знает.
Елена СЕМЕНОВА, Венеция