|
|
N°161, 02 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство лезет в бутылку
Новый порядок регулирования рынка может радикально ограничить импорт алкоголя
Сразу после Нового года россияне, пожелавшие восполнить запасы спиртного, могут не обнаружить на прилавках знакомой продукции. По мнению экспертов алкогольного рынка, вступающие в силу с 1 января 2006 года новые правила регулирования производства и оборота спирта могут на четверть сократить объем импорта, а мелкие магазины, торгующие спиртным в розницу, поставить на грань разорения.
Потери может понести и бюджет: по подсчетам Экспертного совета по вопросам применения средств таможенного регулирования во внешнеэкономической деятельности, выпадающие доходы по акцизам составят 2 млрд рублей.
Новый порядок лицензирования, импорта и учета алкогольной продукции, начинающий действовать с нового года, может свести к нулю импорт алкоголя, говорили участники конференции по проблемам регулирования оборота алкогольной продукции. Могут возрасти и цены на спиртные напитки -- предупреждают о своих планах импортеры, мотивируя грядущий рост цен тем, что пропускная способность складов, на которых будет производиться перемаркировка бутылок новыми акцизными марками, сократится в четыре раза, потребуются новые площади и новый персонал (наклеивают марки вручную).
Серьезно может сократиться с нового года и ассортимент алкоголя в магазинах беспошлинной торговли. Дело в том, что вместе с запретом на торговлю алкогольной продукцией на транспорте, транспортных узлах и прилегающих к ним территориях введено ограничение на реализацию спиртного в Duty Free, а также в самолетах, поездах и на круизных теплоходах.
Отмена с 1 июля 2006 года аккредитации поставщиков в розницу -- сама по себе мера, безусловно, позитивная -- будет практически сведена на «нет» условием обязательной стопроцентной предоплаты поставок в розничную торговлю. По словам президента некоммерческой организации "СУАР" Османа Парагульдова, выполнение этого условия приведет к вымыванию качественной и дорогостоящей продукции, продающейся в розницу не за один день, но требующей значительных оборотных средств. "Это противоречит закрепленным в Конституции принципам свободы предпринимательства и рыночных отношений", -- говорит г-н Парагульдов.
Не исключено, что введение мер о предоплате и новой маркировке импорта будет отсрочено еще на год. По крайней мере, "алкогольному" сообществу удалось пролоббировать этот вопрос в правительстве, и в нынешнем варианте проекта бюджета-2006, внесенном в Думу, на будущий год сохраняется ныне действующий порядок. Теперь дело за депутатами, которые должны решить, насколько весомы аргументы импортеров.
Не советуют торопиться участники алкогольного рынка и с введением госмонополии на производство спирта, дискуссия о необходимости которой, как ожидается, будет продолжена осенью. По словам президента Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, до получения внятных итогов реализации нового закона об обороте алкогольной продукции и привыкания рынка к новым правилам игры монополию на производство вводить не стоит. Ведь пока непонятно даже, насколько эффективно сработает на практике идея введения общероссийского «счетчика» алкоголя, Единой государственной автоматизированной системы по контролю производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции (ЕГАИС). Эта система, по логике разработчиков закона, должна видеть движение «каждого грамма спирта», начиная от сырьевой стадии до приобретения бутылки в розницу. Однако импортеры пока слабо представляют, каким образом считывать информацию с больших партий алкоголя: стремление к тотальному контролю может привести к проблемам, технически пока не решаемым. Это означает, что на складах, к примеру, придется вручную раскрывать коробки со спиртным и сканировать каждую бутылку.
Ирина СКЛЯРОВА