|
|
N°150, 21 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шахтеры гибнут за металл
Их дешевый труд обеспечивает украинский экспорт
Сегодня на Украине объявлен траур в память о 36 шахтерах, погибших 19 августа в результате страшного взрыва смеси метана и угольной пыли на шахте имени Засядько. В момент взрыва, произошедшего на глубине 1200 метров, в шахте находились 257 человек, 14 горняков считаются пропавшими без вести.
Президент Украины Леонид Кучма лично прибыл вчера в Донецк. Увиденное потрясло его: «Нам уголь такой ценой не нужен». По мнению главы государства, нужно отказаться от разработки новых шахтовых лав на глубине более 1000 метров, если это связано с опасностью. Леонид Кучма предложил предусмотреть в бюджете 2002 года отдельной строкой средства на обеспечение безопасности шахт. «Думаю, у депутатов хватит здравого смысла поддержать это предложение, а не как в бюджете 2001 года -- крутили-крутили, а теперь концов не найти». Президент намерен также обратиться к правительству США и международным финансовым организациям с просьбой профинансировать комплексную программу дегазации украинских шахт.
На ликвидацию последствий данной аварии выделяется 2 млн гривен, часть которых как всегда пойдет на «гробовые». Шахта вряд ли будет реконструирована, а виновные наказаны. 24 мая 1999 года на шахте имени Засядько произошла аналогичная авария, погибли 50 шахтеров, 40 человек были травмированы. Найти правды в Донецке вдовам погибших так и не удалось -- виновники трагедии остались «за кадром». Не помог и прошлогодний «скорбный пеший марш» в украинскую столицу. Глава независимого союза украинских шахтеров Михаил Волынец обвинил в нынешней трагедии держателей контрольного пакета акций предприятия, которые не заботятся о мерах безопасности. С начала 2001 года на шахтах Украины погибли около 140 человек. В 2000 -- 318 шахтеров.
Реконструировать шахты фактически не на что -- государственное финансирование сведено к нулю, а рыночная среда для функционирования отрасли не создана. Дело в том, что угольная отрасль непосредственно связана с экспортной металлургической. Деньги, необходимые для реконструкции и поддержания безопасных условий труда шахтеров, перекачиваются в металлургию. В результате уголь, в основном коксующийся, выгребается из шахт чуть ли не бесплатно. Благодаря этому поддерживается высокий уровень рентабельности производства металла, который экспортируется на Запад. «Группы влияния», контролирующие металлургию, делятся с угольными «генералами», прибыль остается на счетах в офшорах, а украинская промышленность, в том числе угольная, лишается каких бы то ни было доходов. Коррумпированное сращивание угольной и металлургической отраслей обещала разбить бывший вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко. Примечательно, что ее отставка последовала практически сразу после этого «заявления о намерениях». При нынешней власти реформа в угольной отрасли вряд ли возможна. Ведь окружение Леонида Кучмы (а крупнейший металлургический магнат страны -- его зять Виктор Пинчук) в разрыве этой теневой цепочки не заинтересовано. Так что, как верно заметил президент, «концов не найдешь».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев