|
|
N°161, 02 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На небеса без стука
«Босиком по мостовой» на московских экранах
Для Ника это было самое обыкновенное утро. Проснуться с чудовищного бодуна, обнаружить в собственной постели существо противоположного пола, о котором неизвестно ровным счетом ничего, с грехом пополам одеться и отправиться в бюро по трудоустройству, где его отлично знают, но вот-вот перестанут пускать: ни на одном из предложенных мест он не удерживался больше двух недель. Единственное, что может предложить клерк на этот раз, -- вакансию уборщика в психиатрической клинике. Работа препакостная, но никуда не деться: вот химикаты (только нужно следить, чтобы кое-кто из пациентов не приложился к пузырьку), вот унитаз, который нужно драить исключительно по часовой стрелке, вот... Впрочем, всех премудростей туалетного дела Ник так и не освоил, потому что не прошло и четверти часа, как ему предложили расчет: настырный псих отхлебнул-таки чистящего средства. Но уже собираясь уходить, Ник пошел на странные звуки и в туалете вытащил из петли босую девушку. Тоже странную. Как и все в этом заведении. Вытащил, успокоил, ушел -- а она решила не расставаться со спасителем и, быстренько собрав пожитки, отправилась за ним. Чтобы потом постучаться в дверь и изменить жизнь Ника до неузнаваемости.
Позднее выяснится, что девушку зовут Лайла, что она никогда не носит обуви и вышла на улицу впервые за много-много лет, что она никогда не ездила на автобусе и не была в магазине. И что, проехав с ней вместе половину страны на свадьбу к брату, поганцу и выжиге, Ник поймет, что не может без Лайлы жить.
Фильм «Босиком по мостовой» сам Тиль Швайгер считает своим полноценным дебютом (хотя и за по-настоящему первый, семилетней давности боевик «Белый медведь девятого калибра» краснеть явно не приходится). И пожалуй, его можно понять: очень хочется, чтобы твоя режиссерская карьера началась именно с такого фильма, смешного, тонкого и нежного. Он парадоксально напоминает не только очевидные жанровые аналоги (роуд-муви с психическими отклонениями) -- «Человека дождя» Барри Левинсона или «Успеть к полуночи» Мартина Бреста, но и прошлогодний фильм Фатиха Акина «Головой о стену», лишенный, правда, акиновского разрушительного постпанковского извода. Все как-то воздушно, прозрачно и как-то по-особенному радостно. Не очень нормально, конечно, но... как говорится, «здорово все, что не больно» -- ударения можно расставить по желанию. И как ни расставляй, все равно получится по-настоящему. Швайгер, начинавший с довольно-таки фривольных, истинно немецких комедий, непостижимым образом вырулил на дорогу из самого желтого в мире кирпича, по которому можно шествовать только босиком. В своем самом знаменитом фильме, «Достучаться до небес», Тиль Швайгер уже разыгрывал похожую карту, правда, по чужим раскладам, а потому немного пластмассово. Взявшись за историю любви как болезни самостоятельно, он убедительно показал, что в горние сферы он вполне достоин входить без доклада.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ