|
|
N°160, 01 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Тыщамелочовщик»
В Москве открылась выставка из собрания Петра Щукина
Выставка посвящена 100-летию передачи купцом и коллекционером Петром Ивановичем Щукиным своего собрания и музейного комплекса Императорскому Российскому Историческому музею. Прежде чем на выставку идти, рекомендую купить в том же Историческом музее за 20 руб. изданную ГИМ в 1997 году книгу воспоминаний Петра Ивановича. По тому, как процеживались его сознанием события исторические и факты личной биографии, можно сделать вывод, что человеком он был прелюбопытнейшим. Устроил в голове своей секретерчик со многими ящичками и пихал туда всякие бирюльки-симпампусечки. Не пропускал ничего: ни ассортимента лавок старьевщиков, ни меню в дорогом ресторане, ни отсутствия клозетов на Нижегородской ярмарке, ни елки, которую дядя Павел Лукич Пикулин как-то устроил своим собакам и кошке, ни другой елки Пикулина для друзей, на которой Павел Лукич подарил неопрятному, но великому собирателю русских сказок Александру Афанасьевичу Афанасьеву кусок мыла и мочалку. То, что Петр Иванович Щукин гениальный «бирюлечник» и барахольщик, можно понять, например, по его воспоминаниям детства о покупке игрушек: «Из автоматических игрушек к числу излюбленных принадлежали: заяц, играющий на барабане, и «Фомич-обжора», глотающий один кусок за другим. На Кузнецком мосту в окне одного магазина долго можно было видеть играющий автоматический оркестр из кукол-обезьян в костюмах XVIII столетия. Покупались нам также деревянные раскрашенные солдаты, кухонная жестяная посуда, стадо, птичий двор, складные картинки, миниатюрные колониальные или кондитерские лавки, картонные театры и т.д.».
«Тыщамелочовщик» Петр Иванович систематизировал все одним, ему ведомым образом, от научного отстоящего за миллион световых лет. Вот, например, как небанально, на взгляд истового археолога или искусствоведа, описывает отпрыск знатной щукинской фамилии храм Минервы в Северной Африке: «В сущности, неизвестно, кому был посвящен этот храм. Храмом Минервы назвали его потому, что приняли орлов, украшающих карниз храма, за сов. Орлы же дали другим повод называть его храмом Юпитера. В храме последовательно помещались: мыльная фабрика, бюро инженерного ведомства, мусульманский суд, питейный дом, военный клуб, тюрьма, церковь и, наконец, музей». Вот так. И ни слова про тончайшие мраморные прожилки, про благородную простоту и спокойное величие. Ум и глаз Щукина исправно нацелены на составление неких описей, перечней и реестров. Вот по такому же принципу бессистемного архивирования и складывалась коллекция Петра Ивановича. Купленный им на Малой Грузинской особняк в древнерусском вкусе (сейчас -- Биологический музей имени Тимирязева) купец превратил в склад дорогого антиквариата. В отличие от брата Сергея, подходившего к делу составления коллекции более современно и профессионально -- собиравшего модных в то время французских импрессионистов и постимпрессионистов, Петр Щукин действовал по старинке. Забирал с Сухаревского рынка все, мало-мальски привлекавшее внимание: красивое, занятное, игривое, затейливое. Покупались и иконы, и народные картинки, и предметы быта, и гравюры, и фарфор, и оружие, и одежда, и книги. Все это выставлялось в особняке в Малых Грузинах, который был открыт для публики как музей с 10 до 12 часов. Экскурсии водил сам Петр Иванович. В августе 1898 года рядом было построено новое здание музея, затем здесь же -- музейный склад для архива. Но девать вещи все равно было некуда. В 1905 году всю свою коллекцию, свой музей «российских древностей» Петр Иванович великодушно передал Историческому музею. Согласно дарственной, Щукинский музей оценивался в 500 тыс. руб. -- гигантская по тем временам сумма.
Через сто лет Исторический музей отблагодарил купца, чьи коллекции до сих пор составляют 15% фондов ГИМ, выставкой. Экспозиция занимает один зал, и в этот зал принесли предметы, отражающие все многообразие вкусов мецената. Несколько икон, пара платьев, народная картинка XIX века «Смерть святой Феодоры и видения мытарств души», другая, о грехопадении, далее -- ремесленные предметы: подушка от телеги, дуга с надписью, кованое дверное кольцо; потом несколько расписных сундучков, табакерки, пара ковшей, жалованных Петром I гражданам российских городов за прибыль, полученную в результате таможенных сборов... Каждый из предметов диво как интересен, а сама выставка является естественным продолжением постоянной экспозиции Исторического музея. И там и тут предпочтение отдается неким «говорящим-сами-за-себя» красивым вещам, а не методологически внятной, проблемной репрезентации. Так что донатор музея Петр Щукин завещал ГИМ не только свою коллекцию, но и свой принцип "бессистемного архивирования", которому сотрудники ГИМ следуют вот уже целый век.
Сергей ХАЧАТУРОВ