Время новостей
     N°150, 21 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2001
Трудности с переводом
В Минфине не поняли Александра Мамута
Правительству, которое в конце сентября планирует принять концепцию банковской реформы, по-видимому, будет нелегко сформировать единую позицию. В качестве отправной точки для дискуссий Михаил Касьянов принял озвученные председателем совета директоров МДМ-банка Александром Мамутом предложения Российского союза промышленников и предпринимателей, одобренные затем и на правительственном Совете по предпринимательству. Готовить проект концепции должна рабочая группа во главе с руководителем финансового департамента аппарата Белого дома Антоном Дроздовым.

Хотя предложения РСПП, которые уже получили обиходное название «план Мамута», и взяты правительством за некую основу, его руководители высказываются пока подчеркнуто осторожно. Один из руководителей кабинета сказал газете «Время новостей», что предложения РСПП могут в результате стать основой правительственной концепции, если получат широкую поддержку. Посыл о «широкой поддержке» звучит весьма странно, поскольку тот же чиновник признает, что банковская реформа будет болезненной. К тому же отсутствие такой поддержки уже стало очевидным, что и неудивительно: радикальные предложения РСПП не нравятся ни тем, кого предполагается реформировать, ни тем, кому по должности придется брать на себя ответственность за реформу.

К хору критиков присоединили свои голоса и представители профильных министерств. Выполняя поручение премьера, первый замминистра финансов Алексей Улюкаев направил в правительство согласованный Минфином с МЭРТ, ФКЦБ, МНС и МАП анализ предложений РСПП.

Выделив для себя три блока в «плане Мамута» (переход на международные стандарты отчетности, изменение налогообложения банков и регулирование участников рынка), чиновники демонстративно проигнорировали большинство расставленных РСПП акцентов. Так, комментируя перевод российских банков на МСФО, рецензенты не упоминают ключевой тезис РСПП -- о необходимости существенно ускорить этот процесс. Зато в документе подробно описаны этапы перехода на МСФО по версии Центробанка.

В записке г-на Улюкаева отмечается, что уточнение функций ЦБ, которое представители РСПП также считают важным элементом реформы, предусмотрено находящимся в Думе законопроектом о внесении изменений в закон о ЦБ. При этом, говорится в документе, «выделение из Банка России функций надзора за деятельностью кредитных организаций проектом указанного федерального закона не предусматривается». В докладе же РСПП эта проблема сформулирована иначе -- там декларируется необходимость уточнения функций ЦБ «в аспекте совмещения регулирования денежного обращения, осуществляемого в форме коммерческой деятельности на финансовом рынке, и надзора, а также в таких секторах, как участие в капитале банков, пользующихся нерыночными привилегиями, ведение операций на валютном рынке и вторичном рынке гособязательств, поддержание платежно-расчетной системы и инкассации».

На тезис РСПП о необходимости формирования трехуровневой банковской системы (ЦБ -- банки с федеральной лицензией -- банки с региональной лицензией), что, по мнению предпринимателей, ужесточит конкурентную борьбу между стабильными финансовыми институтами, чиновники дают простой ответ: эта мера «может привести к монополизации рынка крупными банками и не способствует развитию конкурентной среды».

В еще более совершенной форме чиновники комментируют тезис РСПП о нецелесообразности универсальной деятельности госбанков и необходимости введения для них спецлицензий: «Реализация положения доклада о специальном лицензировании госбанков нецелесообразна, поскольку указанные банки являются универсальными и специального лицензирования их деятельности не требуется».

В конце документа г-н Улюкаев подчеркнул, что ЦБ своего заключения на доклад РСПП не представил. Однако легко предположить, что на Неглинной должны быть довольны мнением пяти министерств. В Белом доме, напротив, запиской Алексея Улюкаева не довольны. Высокопоставленный чиновник аппарата правительства сказал газете «Время новостей», что «удивлен» пустым содержанием записки и «не понимает, чем она может помочь в реформировании банковской системы».

Андрей ДЕНИСОВ, Вера КУЗНЕЦОВА