|
|
N°150, 21 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тему встречи изменить нельзя
Москве и Вашингтону нравится разговаривать о ПРО
Сегодня в Москве пройдет очередной раунд переговоров между Россией и США по Договору по ПРО. На сей раз в них примут участие заместитель госсекретаря США по вопросам международной безопасности и контролю над вооружениями Джон Болтон и заместитель министра иностранных дел России Георгий Мамедов. За последний месяц различные высокопоставленные чиновники двух стран встречаются уже в четвертый раз, и с каждым разом смысл консультаций становится все более загадочным.
Непрекращающийся переговорный процесс смущает отсутствием каких-либо результатов. В конце июля Москву посетила советник президента Джорджа Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс. После встречи с президентом Путиным стороны сделали сдержанные заявления о продолжении консультаций. Через неделю в Вашингтоне состоялась встреча военных экспертов: глава российской делегации генерал Балуевский после переговоров в Пентагоне возмущался неконструктивностью американцев. Состоявшийся на прошлой неделе визит в Москву шефа американского военного ведомства Дональда Рамсфельда, снова повторившего лишь прописные истины, вызвал у некоторых московских наблюдателей уже «раздражение».
Эксперт МИДа, близкий к переговорам, называет главную причину недовольства: «Они ни на каком уровне не ответили ни на один наш вопрос. Мы не ведем с ними игр, хотим серьезного разговора, однако он не получается». По словам российских дипломатов, в первую очередь их интересует, в чем именно американцы видят нецелесообразность Договора по ПРО и на какие сокращения стратегических наступательных вооружений они готовы пойти. В Вашингтоне по-прежнему называют договор пережитком «холодной войны» и обещают назвать точные цифры сокращаемых боеголовок только через несколько месяцев. Недовольны и американцы -- тон их высказываний становится все более резким. По возвращении из Москвы Рамсфельд заявил, что часть российских чиновников по-прежнему мыслит категориями «холодной войны», и напомнил о российских ядерных контактах с Ираном -- одной из стран-изгоев, против которой якобы и направлена американская ПРО. Тем не менее дипломатическая активность не снижается -- на сентябрь уже запланированы переговоры Игоря Иванова с Колином Пауэллом.
Вряд ли стороны стали бы выдерживать столь напряженный график, если бы переговоры действительно не давали им ничего. Точка зрения Вашингтона понятна: международная поддержка позиции России оказалась столь масштабной, что деваться от переговоров им было некуда. До ноября они будут изображать дипломатическую активность, и если Москва не сдастся, просто обвинят ее в неумении договариваться и выйдут из договора (чтобы начать строительство системы в мае, как планируется, из договора надо выйти не позднее ноября).
Как ни странно, такие вялотекущие переговоры выгодны и России. Частые встречи только подчеркивают желание России сохранить ПРО и «последовательность» (как это называют в МИДе) ее позиции. Весь мир видит: Россия всеми силами пытается не отдать ПРО. И если к ноябрю Москва и Вашингтон неожиданно найдут общий язык по деликатной теме, Россию уже трудно будет обвинить в предательстве.
Евгений АНТОНОВ