|
|
N°150, 21 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пункт преткновения
Под Калининградом столкнулись интересы военных и гражданских моряков
Маленькие корабли хороши тем, что проходят всюду, даже по мелководью. Большие могут сесть на мель, но зато вмещают множество грузов или пассажиров. Категории размера -- главный предмет вчерашних размышлений чиновников федеральных и региональных, что встречали в Калининграде вышедший накануне из Санкт-Петербурга паром TransRussia.
Потому что готовящийся последовать по только что открытой линии паром №2 -- TransLubeca -- в Калининградский порт пройти не может. Большой очень.
Зато может причалить рядом с городом -- в Балтийске, расположенном у входа в залив. И здесь есть два варианта. Один -- передать под гражданские нужды часть инфраструктуры военно-морской базы в Балтийске. Чего сильно не хочет ВМФ. Другой -- построить гражданский порт в Балтийске. Что затратно по времени и деньгам.
Местная власть в лице губернатора Владимира Егорова (до губернаторства -- адмирал, командующий Балтийским флотом) не выказывает явных предпочтений ни одной из сторон. В общем, вероятность того, что на маршруте Санкт-Петербург--Калининград--порты северной Германии будет тесно от российских морских паромов, крайне низка.
Тем временем церемония встречи первого из паромов -- TransRussia -- проходила весьма торжественно. Губернатор Калининградской области Владимир Егоров первый после многолетнего перерыва паром из Санкт-Петербурга встречал лично. Замминистра транспорта России Владимир Якунин сказал на церемонии, что начало регулярных заходов в Калининград относительно небольшого парома TransRussia, предназначенного для перевозки контейнеров и фур, -- лишь первый шаг. Вслед за ним на линию предполагается вывести более крупные грузо-пассажирские и железнодорожные паромы. Между тем среди калининградских чиновников нет единства по поводу этих планов. С их реализацией Калининградский порт, возможно, не укрепит свои позиции, а наоборот, приобретет нового конкурента в регионе.
Из двух судов, которыми располагает паромная линия TransRussiaExpress, только одно может заходить в калининградский порт, расположенный в глубине около залива.
Парому TransRussia, торжественно встреченному вчера, это по силам. Но более крупный грузопассажирский паром TransLubeca, который Минтранс тоже хочет завлечь на маршрут Санкт-Петербург--Калининград--порты Северной Германии, «протолкнуться» до Калининграда уже не сможет. Чтобы принимать такие и более крупные суда, в области и на федеральном уровне давно обсуждается идея создать новый гражданский порт в Балтийске, расположенном у входа в залив.
Однако по поводу того, где именно строить этот порт и кто будет им управлять, среди заинтересованных лиц существуют непримиримо различные мнения.
Представитель Дома немецкой экономики в Северо-Западном округе России Штефан Штайн сказал газете «Время новостей», что наилучшим решением было бы передать под гражданские нужды часть инфраструктуры военно-морской базы в Балтийске. Это позволило бы принимать там круизные суда. Сейчас туристические корабли, даже если их размеры позволяют достичь Калининграда, обходят его, чтобы не выстаивать очередь в морской канал через мелководный залив. Г-н Штайн сказал, что продвигает эту идею все пять лет, которые работает в России. Но добился он немного. Пяти-шести лайнерам в год военные дают разовые разрешения на заход в Балтийск.
Идея вообще открыть для гражданских судов военно-морскую базу наталкивается на стойкое противодействие ВМФ.
Губернатор Владимир Егоров на вопрос газеты «Время новостей» о Балтийске ответил, что проблема обсуждается, а за подробностями посоветовал обратиться в Минтранс. Легко понять нежелание адмирала Егорова однозначно поддерживать чью-то сторону в этом деле. До губернаторских выборов в конце прошлого года он возглавлял тех самых балтийских моряков, которые не хотят конверсии своего порта. А в нынешнем статусе Егорову стали понятнее и чаяния коммерческих мореходов.
Минтранс с пониманием относится к позиции военных. Замминистра Владимир Якунин сказал газете «Время новостей»: «Мы ведем переговоры с Минобороны о передаче части земель в районе Балтийска для строительства порта. Говорить об использовании имеющейся в Балтийске инфраструктуры под торговое судоходство невозможно. Концептуально мы сосредоточились на пункте «Восточный».
Пункт «Восточный» -- это просто кусок земли у входа в Калининградский залив. Глава гражданской администрации Балтийска, «в просторечии мэр» Александр Кузнецов описал состояние этой территории одним словом: «Пустыня». Тем не менее, по его словам, построить там причал не проблема. Это можно сделать за полгода. Проблема в статусе и принадлежности этого причала. Морская администрация порта Калининград рассчитывает, что в будущем пункт «Восточный» перейдет под ее управление. Кузнецов же считает, что мэрия Балтийска может сдать эту землю в аренду тому, кто предложит ей наилучшие условия. В таком случае у входа в Калининградский залив возникнет новый порт с собственными интересами и собственной администрацией. Что после этого станет с мелководным старым портом, Кузнецов видит отчетливо: молодой конкурент «потихоньку придушит» старичка.
Сейчас мэрия Балтийска придерживает решение о сдаче пункта «Восточный» в аренду, прощупывая возможную реакцию заинтересованных региональных и федеральных структур. Но от срока начала и соответственно окончания строительства нового порта зависит срок прихода крупных паромов в Калининград. Владимир Якунин вчера сказал, что министерство хоть завтра готово организовать заход парома TransLubeca, а конкретный срок находится в руках мэра Балтийска.
На декабрь Минтранс намечает запуск еще более масштабного проекта: открытие линии железнодорожных паромов из строящегося под Петербургом порта Усть-Луга до Калининграда. Эти паромы тоже должны приходить в Балтийск. Даже если строительство причала там начнется немедленно, непонятно, как его можно будет завершить к декабрю.
Михаил КУКУШКИН, Калининград