|
|
N°158, 30 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не зарплаты ради
Питерские докеры требуют учитывать их мнение при реорганизации порта
В пресловутом окне в Европу, прорубленном Петром I в устье Невы, может образоваться пробка. С восьми утра вторника докеры питерского морского порта готовы приступить к бессрочной забастовке. Мучительные переговоры между руководством порта и профсоюзами идут уже второй месяц, но, по информации «Времени новостей», позиции сторон по-прежнему далеки от согласования. Профлидеры хоть и признают, что не в их интересах останавливать работу порта, но намерены отстаивать свою точку зрения всеми доступными методами, а источники, близкие к контролирующему ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Новолипецкому меткомбинату, дают понять, что уступать бунтовщикам не намерены.
Конфликт в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», которое является одной из крупнейших в России групп стивидорных компаний, вспыхнул в июне, в процессе обсуждения новых коллективных договоров. Камнем преткновения стал пункт о роли трудового коллектива в решении глобальных вопросов работы порта. Рабочие настаивают на согласовании с ними всех важнейших изменений в группе, а руководство ОАО предлагает ограничиться лишь «учетом мнений» докеров. По мнению лидеров профсоюза, это существенно ограничивает права трудящихся, к тому же докеры опасаются, что не смогут предотвратить массовых увольнений в случае, если вдруг ОАО будет серьезно реформировано или продано. Однако менеджеры порта не считают, что ущемляют интересы работников. Генеральный директор ОАО Сергей Челядин убеждает как самих забастовщиков, так и журналистов, что руководство компании готово согласовывать с профсоюзами принципиальные вопросы, затрагивающие интересы работников. «Это вопросы сокращения и увольнения. В вопросах нормирования и заработной платы мы будем учитывать мнение профкома. При этом подчеркну, что мы не намерены никого выгонять за ворота», -- говорит гендиректор.
Средняя зарплата докеров -- от 26 до 32 тыс. руб., и это заметно выше, чем в других стивидорных компаниях Петербурга. Более того, руководители предприятия утверждают, что согласны продолжить переговоры об индексации, а также предлагают внести в коллективный договор ряд изменений, которые существенно улучшат положение работников. В частности, на 1% (или на 5,5 млн руб.) увеличить фонд оплаты труда, а также дополнительно застраховать каждого сотрудника от несчастных случаев на производстве. Однако забастовщиков, похоже, это не устроило. «Обо всех этих инициативах мы знаем из газет, предложений от администрации не получали, поэтому скорее всего забастовка будет», -- заявил вчера глава питерского комитета профсоюзов докеров Александр Моисеенко.
Впрочем, он уверяет, что никто не собирается полностью парализовать работу порта. Если стачка все-таки состоится, то каждая смена докеров начиная с сегодняшнего дня будет приостанавливать работу на час или полтора. Суммарно это означает, что порт ежесуточно будет останавливаться на три часа. Группа уже несет убытки из-за конфликта с докерами, которые с начала июля находятся в состоянии так называемой «итальянской забастовки», при которой работники делают только норму, но не выполняют сверхурочные работы. Из-за этого порт в июле и августе не обработал 111 тыс. тонн грузов, сумма недополученной выручки составила порядка 1 млн долл. Примерно такими же могут стать потери и в сентябре. Ориентироваться на другие гавани Балтики потихоньку начинают крупные грузовладельцы, в частности производители минеральных удобрений или РУСАЛ, который в июле отправил через Петербург на 25 тыс. тонн алюминия меньше, чем планировалось. В целом по итогам года это приведет к тому, что ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» обработает 13,1 млн тонн грузов, а не 15,3 млн, как предполагалось бизнес-планом, говорит гендиректор Челядин.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург