Вчера наконец
прояснилась судьба двух «русских талибов», пропавших в Москве 27 августа. Айрат Вахитов и Рустам Ахмяров -- граждане России, захваченные спецслужбами США в ходе контртеррористической операции в Афганистане, содержавшиеся на американской военной базе Гуантанамо на Кубе вместе с другими предполагаемыми боевиками движения «Талибан» и освобожденные после экстрадиции на родину, -- теперь оказались уже в российском СИЗО в Набережных Челнах. Теперь они подозреваются в причастности к подготовке и проведению в прошлом году серии терактов в Поволжье. И речь в этом уголовном деле, как удалось выяснить «Времени новостей», идет о еще одной диверсионной подпольной сети, разоблаченной российскими спецслужбами. Причем по тем же обвинениям в Татарстане, как выяснилось, ранее были задержаны еще трое бывших узников Гуантанамо. Таким образом, на данный момент из семи экстрадированных в январе 2004 года с Кубы в Россию на свободе остались лишь двое -- Расул Кудаев, по болезни практически не выходящий из дома, и пасущий овец в горах Кабардино-Балкарии Руслан Одижев.
Айрата Вахитова и Рустама Ахмярова задержали в минувшую субботу в Москве на квартире председателя «Исламского комитета России» Гейдара Джемаля. Как рассказал «Времени новостей» сам г-н Джемаль, Вахитова и Ахмярова забирали сотрудники 60-го отделения милиции -- участковый и оперуполномоченный, и с 15.00 субботы, когда их вывели из дома в наручниках, до вчерашнего дня о них не было никакой информации. В Москве, по словам г-на Джемаля, Вахитов занимался правозащитной деятельностью, писал статьи и книгу о нарушении прав человека американцами в Гуантанамо, готовился к поездке в Лондон на «круглый стол» бывших узников Гуантанамо». Туда же собирался и Ахмяров. Собственно, одной из причин его приезда в Москву из Челябинска и было оформление визы в Англию. Два дня и милиция, и ФСБ отрицали свою причастность к этому задержанию, и только вчера стало известно, что Вахитов и Ахмяров задержаны в рамках уголовного дела по подозрению в подготовке терактов и находятся по месту проведения оперативно-следственных мероприятий в Набережных Челнах.
Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» зампрокурора Татарстана Фарит Загидуллин, сейчас в республике расследуются два громких дела по терроризму, по которым в общей сложности задержано уже более 30 человек. Первое практически завершено, и сейчас фигуранты знакомятся с его содержанием. Как только они его прочитают, материалы будут направлены в суд. Расследование второго дела еще продолжается. И первое, и второе дело, по словам г-на Загидуллина, звенья одной цепи. Речь идет о целой серии подрывов, совершенных в конце 2004-го -- начале 2005 года на газопроводах, высоковольтных ЛЭП в Татарстане, Самарской, Ульяновской, Пензенской областях. Среди них взрыв коммунального газопровода 8 января этого года в Бугульме. В этом теракте обвиняют троих жителей Татарстана, двое из которых -- Ишмуратов и Гумаров -- также бывшие узники Гуантанамо. Все эти теракты связываются с деятельность экстремистского сообщества «Исламский джамаат».
Первые сообщения о задержании лидера и нескольких участников этой диверсионной группы со ссылкой на МВД Татарстана появились в июле этого года. Всем задержанным было предъявлено обвинение в терроризме. Доказанными считаются совершенные этой группой подрыв опоры ЛЭП 6 января этого года в Сергиевском районе Самарской области, подрыв ЛЭП в том же месяце в Высокогорском районе Татарстана и еще несколько диверсий. Пока в прокуратуре не уточняют, имели ли Вахитов и Ахмяров отношение к указанным терактам, но, по нашим сведениям, следствием проверяется причастность всей группировки к похожим диверсиям в Уфе. Там в декабре 2004-го был задержан Шамиль Хаджиев -- тоже бывший заключенный Гуантанамо. Его взяли по подозрению в причастности к деятельности запрещенной в России экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". На квартире членов организации нашли патроны, гранаты и несколько самодельных бомб.
Если следствию удастся доказать связь между двумя группировками, силовики могут смело рапортовать о раскрытии еще одной крупной террористической сети, действовавшей на территории Татарстана и сопредельных областей. Успех этот будет тем весомее, что спецслужбы смогут говорить о наличии уже прямой связи между российскими террористами и движением «Талибан» и, соответственно, самой «Аль-Каидой». К тому же таким образом российские силовики, с одной стороны, реабилитируют американских коллег, а с другой -- продемонстрируют им свой «класс». Ведь все семь «русских талибов» были отпущены вскоре после экстрадиции в Россию потому, что американцы не смогли прислать убедительные свидетельства их причастности к диверсионной деятельности «Талибана». А наша прокуратура, естественно, сама найти доказательства преступной деятельности граждан РФ в Афганистане была не в состоянии.