|
|
N°158, 30 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Узбекистан теряет базы
Немецкие военные готовы покинуть Термез
Вчера министр обороны Германии Петер Штрук, возвращаясь из Афганистана, сделал краткую остановку в узбекском городе Термез. Здесь с начала контртеррористической операции в Афганистане в 2001 году расположена военная база бундесвера. Поездка Петера Штрука в Термез вызывает повышенное внимание в связи со сделанным им неделю назад в Дюссельдорфе заявлением о том, что Германия подыскивает замену своей военной базе в Узбекистане.
Корреспондент агентства Рейтер спросил у герра Штрука: «Как связывается участие бундесвера в операциях по поддержанию мира и стабильности в Афганистане со снабжением расквартированных там немецких военных (их в Афганистане сейчас находится 2250 человек. -- Ред.) из такой страны, как Узбекистан, в которой, как это было в Андижане 13 мая, расстреливают собственный народ?»
Ответ министра Штрука выглядел так: «Мы имеем там дело с таким правительством и его представителями, о которых мы сами прежде говорили, что не хотим иметь с ними ничего общего. Но это те самые люди, которые обладают в стране политической властью, и в этой связи необходимо подумать о том, как строить отношения с Узбекистаном в будущем». Развивая свою мысль, шеф бундесвера заметил, что «конечно, на поиски альтернативного плацдарма уйдет какое-то время». «То, что у нас там (в Термезе. -- Ред.) уже есть, в другом месте предстоит создавать заново, -- говорит министр, -- но, будьте уверены, мы уже прорабатываем этот вопрос».
В Германии заявление главы оборонного ведомства прозвучало как гром среди ясного неба. Как сообщает «Немецкая волна», министерство, возглавляемое г-ном Штруком, еще в начале августа в связи с требованием Узбекистана вывести в течение полугода военную базу США в Ханабаде официально сообщало: ни о каком поиске замены немецкой военной базы в Термезе речь не идет. Там находится около 300 немецких военнослужащих, термезским аэродромом пользуются также афганские контингенты Бельгии, Испании, Франции и Великобритании.
Немецкие эксперты не скрывают недоумения. «Призыв Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) определить сроки вывода военных баз антитеррористической коалиции из Центральной Азии был обращен прежде всего к американцам», -- утверждает Уве Хальбах из немецкого фонда «Наука и политика». Он не считает, что слова г-на Штрука являются проявлением солидарности с американцами. Между тем, по сведениям «Немецкой волны», входящие в «афганскую» коалицию шведские военные после событий в Андижане заявили, что не станут больше пользоваться базой в Термезе, так как не хотят поддерживать режим Каримова.
Полной неожиданностью стали слова Петера Штрука и для официального Ташкента. По словам заместителя начальника пресс-службы минобороны Узбекистана Камиля Джаббарова, «вопрос о выводе немецких военных с авиабазы в Термезе узбекским руководством никогда не ставился».
Пока в Германии накануне парламентских выборов 18 сентября разбираются, солидарны ли немцы с американцами, «наказанными» Ташкентом за жесткие оценки андижанских событий, весьма любопытную позицию занял Казахстан, в качестве участника ШОС также подписавший то самое обращение «шанхайцев» по поводу вывода военных баз. 23 августа министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, находясь с визитом в Вашингтоне, заявил, что его «страна работает над тем, чтобы смягчить усилия соседних стран, направленные на выдворение американских военных из региона». Цитируя заявление главы казахстанского МИДа, газета «Вашингтон таймс» приводит его рассказ о том, как он «проделал большую работу за кулисами саммита ШОС, состоявшегося 5 июля в Астане, чтобы в заключительной резолюции не прозвучала антиамериканская нота». «В ее тексте, -- говорит г-н Токаев, -- США не называются по имени, упоминается лишь неназванная «наземная инфраструктура», а вывод сторонних сил из региона привязывается к завершению активных военных действий в Афганистане».
Корреспондент «Времени новостей», следивший за саммитом ШОС в Астане, может лично подтвердить участие г-на Токаева в правке текста вышеуказанной резолюции, точнее, заявления. Автору этого материала довелось наблюдать, как казахстанский министр и два его российских коллеги, выйдя из зала заседания, буквально на коленках редактировали новый вариант текста.
Киргизия, также подписавшая заявление ШОС, уже в конце июля, после визита в Бишкек министра обороны США Дональда Рамсфелда фактически дезавуировала свое участие в призыве к американским военным «сворачивать одеяла» в Центральной Азии. Получается, что Ташкент рискует скоро оказаться изгоем в своем региональном окружении.
Аркадий ДУБНОВ