|
|
N°158, 30 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роман Аркаев: Мы в подвешенном состоянии
На прошедшем в Москве чемпионате Европы сильнейшая мужская пара страны Роман Аркаев -- Дмитрий Барсук заняла седьмое место. Эта же команда на июньском мировом первенстве в Германии классифицировалась на девятой позиции. По сравнению с прошлыми сезонами есть очевидный прогресс. И все же о том, чего не хватает нашим мастерам бич-волея для достижения более впечатляющих результатов, корреспондент «Времени новостей» Илья ТРИСВЯТСКИЙ побеседовал с Романом АРКАЕВЫМ.
-- Перед началом сезона в России было анонсировано, что к бич-волею будет приковано более серьезное внимание. В чем это выразилось для вас и вашей команды?
-- Нам с Дмитрием стало гораздо легче в организационном плане. Работники из группы Шипулина (вице-президент ВФВ, отвечающий за пляжный волейбол. -- Ред.) централизованно занимались пляжниками, участвующими в международных соревнованиях. Мы уже не думали, как достать билеты, как добираться до места соревнований. В общем все технические вопросы решались без заминки, нам оставалось думать только об игре. Приглашались специалисты из Германии, Бразилии, обмен полезной информацией вышел на более качественный уровень. Мы были не сами по себе, как раньше, ощущали постоянную поддержку.
-- Было ли оговорено то, что сильнейшим мастерам бич-волея, фактически игрокам сборной, предложат контракты с национальной федерацией?
-- Да, мы на это сильно рассчитывали. Нужна была определенность -- либо мы занимаемся своим видом спорта серьезно и профессионально в течение всего года, либо это для нас занятие на период межсезонья в классическом волейболе. Мой партнер, например, игрок краснодарской команды высшей лиги «ГУВД-«Динамо». В начале сезона нам выплатили так называемую стипендию за один месяц, а потом все это дело как-то притормозилось. Я точно не знаю, что изменилось в отношении к пляжному волейболу, но мы находимся в каком-то подвешенном состоянии. Непонятно, какие планы строить на будущее...
-- У вашей пары есть резерв для прогресса или занимаемые места на международном уровне -- это уже потолок?
-- Конечно, можем прибавить. Перспектива есть. Главную цель для себя уже определили давно -- отобраться на Олимпиаду и там достойно выступить. Перед летними Играми в Афинах нам совсем немного не хватило, чтобы попасть в число 24 допущенных к турниру пар. В рейтинге мы остановились в нескольких позициях за заветной чертой. Если говорить об игре на более высоком уровне, то без хорошего специалиста не обойтись. Требуется системный подход в подготовке, нужно шлифовать, оттачивать игру, улучшать технические элементы. Мы в этом сезоне потренировались в Австрии, но этот выезд организовали сами, на личных связях. Не секрет, что лучшие профессионалы по подготовке игроков в бич-волей находятся за границей. Я знаю, что в связи с уходом одного из партнеров скоро прекратит существование австрийская команда Николас Бергер -- Клеменс Допплер, чемпионы Европы 2003 года. Становится свободным их наставник, сильный специалист, который в свое время очень много сделал для развития бич-волея и в Италии. Нам было бы очень полезно поработать под руководством этого тренера, но он же не будет за бесплатно трудиться на Россию.
-- В ведущих европейских странах -- Германии, Швейцарии, Австрии -- созданы мощные национальные команды из нескольких пар. Вам было бы легче, если бы на этапах «Мировой серии» от России в основной сетке играли не только Аркаев и Барсук?
-- Безусловно. Дело даже не в том, что турнирная сетка то и дело сводит нас с парами из этих стран. Если бы Россия была представлена в главных турнирах не только одной командой, со стороны организаторов и судей к нам было бы совсем другое отношение. Более благожелательное, более объективное. Приведу простые примеры. Имелись случаи, когда принимающая сторона нас просто не встречала. Относились к нам так, ибо считали: Россия не развивает пляжный волейбол. Один эпизод меня вообще задел за живое. Как-то раз нас откровенно засуживали и дали понять: в полуфинале крупного турнира организаторы хотят видеть не россиян, а другую пару. Из той страны, где бич-волей намного более популярен.
-- Так есть ли команды, которые могут приблизиться к вам по мастерству и составить компанию в элите?
-- У всех ведущих российских игроков есть хорошая стартовая база. Но видом спорта нужно заниматься круглый год и усиливать эту базу техническими навыками, постоянно играть на разных турнирах, иметь стабильный календарь выступлений.
-- Как в идеале должен быть распланирован сезон профессионального игрока в бич-волей?
-- К подготовке надо приступать уже в начале года. Мы же работаем с конца апреля по сентябрь, остальное время заняты на основной работе. В правильной схеме, о которой вы хотите знать, на январь приходится втягивающий цикл, занятия по общефизической подготовке. Затем постепенный переход на технику, работа непосредственно с мячом. В феврале, марте, апреле тренировки на песке -- или на пляжах где-то в зарубежных странах с подходящим климатом, или на песчаных кортах в крытых залах. Но таких залов у нас в стране нет. Начиная с мая выезды на этапы «Мировой серии», Евротура, по возможности участие в национальной серии. По международному календарю последний мировой турнир проходит в ноябре. Значит, на отпуск остается декабрь.
-- Ближайшие планы вашей команды?
-- В начале сентября этап «Мировой серии» в Греции, ну а дальше я не знаю. Уже говорил, что сейчас какая-то неопределенность. Вернулись к тому, с чего начинали, пришли в точку возврата. Чемпионат России в высшей лиге «А» начинается 1 октября. В краснодарской команде мастеров у Дмитрия основной заработок. Этапы «Мировой серии» пройдут в октябре в Бразилии и Мексике, в ноябре на пляжах Дубая и в Южной Африке. Ничего конкретного по поводу нашего участия в них сказать не могут.
-- Понятно, что и вам надо на работу в ДЮСШ Норильска. Получается, вы самый северный пляжник во всем мире?
-- Когда зарубежные игроки и специалисты узнают, что я живу за полярным кругом, первая реакция такая: «Крэйзи?» Они говорят: «Ты что, сумасшедший, сам с Крайнего Севера, а занимаешься бич-волеем. Зачем тебе это нужно?» Я же хочу остаться в истории нашего вида спорта не только как самый северный игрок.
|