Время новостей
     N°158, 30 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.08.2005
Присущим ему языком
Новый проект в Театре.doc
В Театре.doc представили эскиз будущего спектакля «Манагер-2005». Странное слово в названии -- искаженное «менеджер», сленговое самонаименование российских белых воротничков, чьи манеры, ухватки, строй языка и прочие приметы стали предметом очередного исследования из серии «документальный театр». Пространство офиса стало новой территорией изучения, а его обитатели заменили шахтеров, бомжей, заключенных. Вслед за спектаклем «Большая жрачка», где речь шла о создателях телевизионных ток-шоу, «Манагер» доказывает, что новые профессиональные сообщества -- среда не менее, а то и более экзотическая, чем объекты прежних «чернушных» путешествий на дно общества.

Авторы проекта -- режиссер и актер Руслан Маликов и служащий рекламной компании Никита Денисов -- более года работали над темой, собирая интервью, подслушивая в офисах, разбирая служебные инструкции и на этой основе формируя сюжет.

Первым зрителям, в изобилии собравшимся на прогоны, показали работу не до конца завершенную, но явно многообещающую. Герои спектакля -- молодые люди из некой фирмы, занимающейся пиаром, рекламой и маркетингом; их начальница -- среднее звено менеджмента; персонал вне системы -- компьютерщик, водитель... Новичок-провинциал, попавший в сложившийся коллектив, пытается в него вписаться. Матерый профессионал с годичным стажем работы его инструктирует. Девушки-клерки обзванивают клиентов, готовят чай-кофе, а порой дорастают и до участия в «мозговых штурмах». Как, впрочем, и зрители, на долю которых выпадает роль то кандидатов на вакансию (тогда им предлагают заполнить анкеты), то сотрудников фирмы (можно получить стакан чаю, если вовремя и правильно попросить), то участников обсуждения рекламной кампании по производству экопластика (ну, с чем у вас ассоциируется пластмасса?).

Реплики персонажей абсурдны и в то же время совершенно узнаваемы. В сущности, жизнь героев спектакля на 90 процентов состоит из слов, которые они произносят, эти слова формируют их мышление, поведение, чувства и даже в конце концов их тело. Поэтому театр настойчиво предлагает вслушаться в эту речь, зафиксированную в технике «вербатим», что значит «дословно». Именно язык, то есть и декларации, кодексы, служебные записки, анкеты, планы презентаций, зачитываемые со сцены и забивающие уши утомленной публике, и оказываются той новизной, ради которой театр предпринимает путешествие в сферу офисной культуры.

Эстетику современной «натуральной школы» принято упрекать в отсутствии необходимой грани между искусством и жизнью, точнее, в недостаточной возгонке материала жизни до степени искусства: нехватке обобщений, неполноте характеров и недоборе метафизического смысла. Однако показанная в сыром и очевидно куда более рыхлом, чем хотелось бы, виде зарисовка новых отношений -- абсолютно узнаваемых членами этого сообщества и, видимо, правдивых в гораздо большей степени, чем это представляется профанам, -- обладает достаточной долей абсурда и даже не требует особых средств для концентрации. Взятая в чистом виде реальность, перенесенная на сцену, оказывается более выразительной, чем любые ухищрения фантазии. Более того, порой возникает ощущение перебора -- ровно от того, что терпимая в малых дозах фантасмагория нечеловеческого измерения этих героев при нагнетании материала кажется уже совершенно невероятной.

Спектакль получается смешной -- до того момента, пока его содержание составляют наблюдения, отобранные, но не отрефлексированные. Что случится с ним при доработке? Возможно, легкость узнавания будет утоплена в необходимости достроить фабулу. Многим зрителям хотелось бы сопереживать фантомным персонажам, сотканным из заимствованных и грубо русифицированных терминов. Актерам же, примеряющим на себя шкурки адептов офисного дела, пока удается только слегка обрисовать характер, наметить конфликт. Но то уже интересно, что на почве документального театра все-таки прорастают семена освоения новой реальности. Возможно, современный герой появится лишь при усилии индивидуального дарования, пока еще ждущего своего часа в безвестности. Но так же возможно, что его появление будет делом коллективных усилий, в которых творческую фантазию заменят верность уха и умение воспроизводить те весьма колоритные типажи, которые поставляет наша уникальная неостывшая отечественная почва.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Театр