|
|
N°157, 29 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощальная индексация
Независимые заплатят «Газпрому» отступные за двухступенчатый тариф на транспортировку
Завтра Федеральная служба по тарифам намерена увеличить ставки на транспортировку газа для независимых производителей. Пока размер индексации не согласован. Начальник профильного управления ФСТ Денис Волков заявил Интерфаксу, что она не превысит рост оптовых цен на газ в этом году. Как известно, с 1 января цены на газ выросли на 23% по решению правительства. «Газпрому» не удалось пролоббировать параллельную индексацию цен и тарифов на транспортировку с начала года. Все это время в тарифном органе шел процесс согласования новой методики расчета единой ставки на прокачку газа по магистральным трубопроводам.
Государство регулирует тарифы на транспортировку только для независимых поставщиков, для своих предприятий «Газпром» устанавливает ставки самостоятельно. В 2004 году тариф на услуги по транспортировке газа независимых производителей вырос на 17% -- с 16,56 до 19,37 руб. за прокачку тысячи кубометров на 100 км. Хотя «Газпром» всегда утверждал, что экономически обоснованная ставка составляет примерно 1 долл. Если ФСТ завтра примет решение увеличить ставку на 23%, платежи независимых вплотную приблизятся к газпромовским мечтам.
Это будет последняя индексация транспортного тарифа в том виде, в котором он существует сейчас (взимается в зависимости от дистанции прокачки). В результате поставщик не знал, каким маршрутом пойдет его газ к потребителю -- кратчайшим или по принципу для «бешеной собаки 100 км не крюк», -- и, соответственно, не мог планировать затраты на транзит.
На прошлой неделе правление ФСТ утвердило новую двухступенчатую модель, которая устроила и «Газпром», и независимых производителей. Она будет учитывать конкретный маршрут транспортировки незначительно. Тариф будет формироваться из двух составляющих -- фиксированной (ее размер будет высчитываться по матрице исходя из принадлежности пунктов начала и окончания транспортировки к той или иной зоне) и плавающей, с учетом конкретного маршрута движения газа (фактически зависит от воли «Газпрома»). Революционность в том, что постоянная часть будет составлять 80% в цене транзита.
Правда, применяться для монополиста она будет только после полной либерализации цен на газ (то есть не скоро), а для других поставщиков газа -- с 1 января 2006 года. Тем не менее согласование новой методики, похоже, было залогом индексации текущего транспортного тарифа на последние четыре месяца года.
Независимые производители вряд ли смогут предотвратить завтрашнее повышение цен. «Мы уже научились работать в таких условиях», -- сетует представитель одного из них. Впрочем, нагрузка в итоге будет переложена на конечных потребителей, для которых цена газа так или иначе вырастет. «Для нас важно, чтобы наконец был введен единый тариф на транспортировку, -- утверждает собеседник «Времени новостей». -- А получается так, что себестоимость нашего газа растет по решению тарифного органа. Между тем «Газпром» имеет возможность самостоятельно регулировать этот важный финансовый показатель».
Алексей ГРИВАЧ