|
|
N°157, 29 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газопровод дружбы
Путин поддержит Шредера перед выборами
18 сентября в ФРГ пройдут выборы в бундестаг, причем шансы правящей коалиции во главе с социал-демократом Герхардом Шредером выглядят сегодня весьма шаткими. Если бы выборы прошли вчера, то за СДПГ, которую представляет канцлер Шредер, проголосовал бы 31% избирателей, а за блок ХДС/ХСС, который в качестве кандидата выдвинул Ангелу Меркель, 42% (данные службы «Политбарометр» канала ZDF). Тем не менее в Москве все же, видимо, решили протянуть г-ну Шредеру руку помощи.
В пятницу кремлевская пресс-служба сообщила, что на 8 сентября запланирован рабочий визит Владимира Путина в Берлин по приглашению канцлера Шредера. Напомним, что на прошлой неделе в предвыборной программе телеканал ZDF показал выступление российского президента. «Наши мнения часто совпадают. Не всегда, подчеркну, не всегда, но зачастую нас объединяют общие подходы к различным политическим вопросам", -- говорил Владимир Путин. На берлинской встрече, как сообщается, лидеры намерены обсудить торгово-экономические отношения, в первую очередь, в энергетической и социально-гуманитарной сферах, а также международные вопросы.
Однако повестка встречи лидеров Германии и России, которая пройдет за десять дней до выборов, безусловно, должна включать в себя нечто более эффектное, чем рутинное обсуждение двусторонних отношений и международной ситуации. И такое событие готовится. Центральным мероприятием саммита станет подписание договора о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ), по которому должны начаться поставки топлива из России в западном направлении после 2010 года.
Первоначально подписание документа планировалось провести в середине октября в Москве. Но внутригерманская политика внесла свои коррективы. Ведь именно Владимир Путин и Герхард Шредер стали главными инициаторами и международными лоббистами этого проекта. Поэтому логично, что договор будет подписан в их присутствии до выборов, в результате которых Шредер может потерять пост федерального канцлера.
Как стало известно «Времени новостей» из германских источников, конфигурация участников проекта претерпела очередное, уже третье по счету изменение. В проект возвращается крупнейший немецкий энергоконцерн E.on в лице дочернего предприятия E.on Ruhrgas, которое является старейшим и крупнейшим зарубежным импортером природного газа из России.
В апреле этого года, в дни работы Ганноверской ярмарки, соглашение по СЕГ было неожиданно подписано лишь между «Газпромом» и дочерней компанией концерна BASF -- Wintershall. Стороны договорились, что разделят доли в проекте -- 51 на 49%. Двусторонний документ вызвал тогда немалое удивление в деловых кругах, как Германии, так и России. Ведь всего восемью месяцами ранее в присутствии Владимира Путина и Герхарда Шредера в Москве был подписан меморандум о сотрудничестве по проекту между «Газпромом» и E.on. Однако за долгие месяцы переговоров компании так не смогли сойтись на условиях совместного освоения Южно-Русского месторождения, названного базовым для транспортировки по СЕГу. С BASF «Газпром», напротив, довольно быстро нашел взаимопонимание, и эта химическая корпорация получила звание главного партнера в реализации проектов постройки трубы и разработки крупного Южно-Русского месторождения на принципах обмена активами.
По информации «Времени новостей», «Газпром», E.on Ruhrgas и Wintershall будут строить морской газопровод вместе. При этом российская компания сохранит контрольный пакет (51%), а германские концерны поделят оставшуюся долю поровну (по 24,5%). Условия присоединения E.on к очень притягательному добычному проекту в России пока обговариваются. Ранее заявлялось, что BASF в случае успеха дополнительных переговоров «Газпрома» с E.on по обмену доли в Южно-Русском на сопоставимые активы в дистрибуции или газотранспортной инфраструктуре в Европе все же сохранит блокирующий пакет. Контрольный опять-таки имеет «Газпром».
Официальный представитель E.on Ruhrgas сообщил «Времени новостей», что компания не комментирует предстоящее подписание многостороннего документа по СЕГ. Речь идет о столь крупномасштабном российско-германском проекте (стоимость первой морской нитки пропускной способностью до 27 млрд куб. м составляет приблизительно 2 млрд евро), что его участники проявляют вполне объяснимую в подобных случаях осторожность. Впрочем, и процесс переговоров, похоже, пока до конца не завершен. Именно по этой причине немцы предпочитают дипломатично называть документ, который готовится к подписанию в Берлине, не соглашением, а договоренностями. Тем самым скорее всего они стремятся обеспечить себе хотя бы минимальный юридический зазор, который можно было бы использовать в случае, если в ходе завершающей стадии переговоров будут достигнуты выходящие за рамки этого документа дополнительные договоренности.
Североевропейский газопровод будет проложен от Санкт-Петербурга до восточногерманского города Грайфсвальда на побережье Балтийского моря. Любопытно, что здесь до падения ГДР работала Грайфсвальдская атомная электростанция, построенная при техническом содействии Советского Союза. На ее территории планируется создать огромную промышленную зону, в том числе две электростанции, которые со временем должны стать крупными потребителями газа из СЕГ. Протяженность морского участка составляет 1200 км, около тысячи километров еще предстоит проложить по сухопутной части в России. В начале лета глава «Газпрома» Алексей Миллер объявил, что проектная мощность газопровода должна составить 55 млрд куб. м в двухниточном исполнении. Предельная стоимость работ еще два года назад была оценена г-ном Миллером в 5,7 млрд долл. и с тех пор публично не изменялась.
С учетом гигантских масштабов предстоящего проекта местные эксперты допускают, что число партнеров в его реализации может возрасти. Это прежде всего касается компаний, которые будут в состоянии сбывать поступающий по СЕГ природный газ на контролируемых ими рынках. В этой связи речь чаще всего заходит о Shell и BP. Среди возможных скандинавских претендентов на участие в проекте чаще других называют финскую компанию Fortum, которая уже прежде рассматривалась в качестве одного из наиболее вероятных партнеров.
Проект СЕГ пользуется поддержкой не только в деловых и правящих политических кругах Германии, но и со стороны христианско-демократической оппозиции. В то же время страны, для которых этот газопровод будет конкурентом -- Польша и Украина, -- с явным неодобрением смотрят на прогресс в осуществлении проекта СЕГ. В польской прессе даже провели сомнительные исторические параллели, окрестив проект пактом Путина--Шредера. Польское руководство в этой связи пыталось оказать давление на кандидата на пост федерального канцлера Германии Ангелу Меркель, посетившую на днях Варшаву. Похоже, без особого успеха: Дональд Туск, один из политиков ХДС/ХСС, высказался по этому поводу хотя и весьма осторожно, но вполне определенно: «Я опасаюсь, что как нынешнее правительство, так и следующее будет придерживаться курса на строительство газопровода». Что касается следующего правительства, то если Ангеле Меркель и будет суждено стать новым бундесканцлером Германии, она неизбежно обратит внимание на весьма характерное высказывание ее политического противника Герхарда Шредера: «Любой немецкий политик, который хочет быть успешным, должен быть в хороших отношениях с Россией».
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ, Алексей ГРИВАЧ