Время новостей
     N°157, 29 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2005
Загадки «русских талибов»
Бывшим узникам Гуантанамо нашли место в родной тюрьме
Вчера стало известно о задержании в Москве еще двух «русских талибов» -- граждан России Айрата Вахитова и Рустама Ахмярова, в 2001--2002 годах захваченных спецслужбами США в ходе контртеррористической операции в Афганистане и содержавшихся вместе с другими предполагаемыми боевиками движения «Талибан» на американской военной базе Гуантанамо на Кубе. Как утверждает председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, на квартире у которого Вахитов и Ахмяров жили в Москве, к ним пришли сотрудники милиции, надели на них наручники и увезли в неизвестном направлении. Пока никто из российских силовых ведомств не взял ответственность за это на себя, правда, при этом никто и не опровергал факт задержания Вахитова и Ахмярова. Однако, учитывая судьбу других «русских талибов», версия именно об их задержании выглядела самой правдоподобной. Из семи «русских талибов», выданных властями США России в начале 2004 года, за последние месяцы трое были арестованы российскими спецслужбами, причем все по обвинению в терроризме и экстремизме. Стоит отметить, что Ахмяров и Вахитов, выйдя после экстрадиции на свободу, остались в Москве, занявшись правозащитной деятельностью и проводя свои расследования по фактам похищений людей и нарушения прав человека американскими военными и спецслужбами.

Как рассказал г-н Джемаль, Вахитов и Ахмяров были задержаны в его квартире в Мансуровском переулке. Сам он при этом не присутствовал, но смог найти нескольких очевидцев. По этим данным, его постояльцев, заковав в наручники, увезли в пятницу около трех часов дня. Один из милиционеров, забиравший мужчин, якобы предъявил удостоверение участкового инспектора на имя Акеева, другой -- сотрудника 60-го отделения милиции. Но ни ордера на арест, ни каких-либо других документов, объясняющих задержание, показано не было, не последовало и устных объяснений. Когда же г-н Джемаль попытался выяснить, что стало с людьми, проживавшими в его квартире, ему официально сообщили, что ни в 60-м отделении милиции, ни в ОВД «Хамовники» Вахитова и Ахмярова нет.

Только в неофициальной беседе с милиционерами, по словам г-на Джемаля, ему удалось выяснить, что задержанные находятся в ФСБ. Там факт задержания подтвердить также отказались, но известно, что контрразведчики Вахитовым и Ахмяровым уже интересовались. Примерно две недели назад бывших узников Гуантанамо вызвал для беседы некто Магомед Магомедович Ахмедов, представившийся сотрудником московского УФСБ. Выглядело все это, по словам г-на Джемаля, так: «Четыре вооруженных милиционера в семь часов утра буквально вломились в квартиру, откуда еще сонные Вахитов и Ахмяров были доставлены в 60-е отделение. Там Ахмедов им сказал, что не возражает, чтобы они продолжали заниматься своей правозащитной деятельностью, и даже обещал содействие, в том числе и в оформлении загранпаспортов для поездки в Лондон». После столь странной беседы Ахмярова и Вахитова отпустили.

Правозащитной деятельностью Вахитов и Ахмяров решили заняться после освобождения из американской тюрьмы на Кубе Гуантанамо, где содержатся захваченные в Афганистане пленные талибы и их сторонники. Всего в начале 2004 года в Россию с Кубы были экстрадированы семь человек. Все они прокуратурой поначалу обвинялись в наемничестве, незаконном переходе границы и участии в преступном сообществе и оставались под арестом. Но после четырехмесячного следствия все семеро были отпущены на свободу, поскольку прокуратура сама не смогла найти доказательств их вины, а власти США никаких документов, подтверждающих их участие в движении «Талибан», так и не прислали. Тем не менее все они в поле зрения спецслужб остались. Первым из «руских талибов» был задержан в декабре 2004 Шамиль Хаджиев -- бывший милиционер из Башкирского города Учалы. Его взяли в Уфе по подозрению в причастности к деятельности запрещенной в России экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". На квартире организации оперативники нашли патроны, гранаты и несколько самодельных бомб. Потом настала очередь 30-летнего Тимура Ишмурадова и 43-летнего Равиля Гумарова. В апреле этого года их арестовали в Татарстане за причастность к взрыву газопровода в Бугульме. Оба обвиняются в терроризме.

История, похожая на первый разговор Вахитова и Ахмярова с Ахмедовым, как раз примерно в те же дни произошла еще с одним узником Гуантанамо -- Расулом Кудаевым. Его также без всякого ордера вывозили на допрос четыре милиционера, а официальные структуры -- и МВД, и ФСБ -- отрицали факт ареста или задержания.

В результате единственным на данный момент «русским талибом», который с момента освобождения больше не вызывался на допросы, оказался Руслан Одижев. С осени 2004 года он, по словам его знакомых, решил уйти от людей и отправился чабанить в горы Кабардино-Балкарии. Но спецслужбы интересуются и им. Сам Кудаев после беседы с оперативниками говорил, что допрашивали его как раз на предмет местонахождения Одижева.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ