|
|
N°156, 26 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поляна -- ясная
Всех, кого надо, когда-нибудь наградят
Краткий список соискателей третьей премии «Ясная Поляна» ничем не хуже и не лучше кратких списков прошлого и позапрошлого годов. А также всех трех длинных списков претендентов на награду, учрежденную три года назад южнокорейской компанией Samsung Electronics и Музеем-усадьбой Льва Толстого, и двух ныне имеющихся лауреатских пар. Да и с чего бы «Ясной Поляне» меняться? Те же номинации, одно звучание которых переполняет душу небесной музыкой: «Выдающееся художественное произведение русской литературы» и «Выдающееся дебютное художественное произведение русской литературы». Те же никому не ведомые правила выдвижения конкурсантов. Те же хронологические загадки (не важно, когда писатель дебютировал и что с ним дальше сталось). Почти то же жюри: директор яснополянского музея Владимир Толстой (председатель), критики Лев Аннинский и Игорь Золотусский, к коим ныне добавился их псковский коллега Валентин Курбатов, первый лауреат (по дебютной графе) Владислав Отрошенко и критик Павел Басинский, именуемый «консультантом по прозе молодых авторов с правом голоса в жюри». (Объяснил бы мне кто-нибудь, что это значит? И заодно: с какого именно возраста славные соискатели становятся недоступны оценке Басинского?)
Впрочем, небольшое отличие от судейских коллегий 2003 и 2004 годов есть. Первое и второе жюри возглавлял прозаик Анатолий Ким, судя по всему, споспешествовавший привлечению спонсора со своей исторической родины. Ныне фамилия Ким стоит в другой рубрике: автор романа «Белка» (1984) будет бороться с Леонидом Бородиным (повесть «Третья правда», 1981), Александром Кузнецовым-Тулянином (роман «Язычник», 2003) и Владимиром Личутиным («Душа неизъяснимая. Размышления о русском народе»). Не удивлюсь, если он гран-при и получит. Хотя возможны, конечно, другие варианты: все-таки «Третья правда» есть «Третья правда» (место этого шедевра в истории новейшей -- да и не только -- русской словесности бесспорно), Кузнецова-Тулянина «яснополянцы» пытаются представить большим писателем с упорством, достойным лучшего применения (прозаик не без достоинств; нуждается не в премии, а в умном редакторе), наверно, и для награждения Личутина резоны придумать можно. За бортом осталось 11 писателей, преимущественно авторов книг 15-летней (и более) давности. Наше печальное десятилетие представляли старательно, но не слишком успешно выводимая в звезды «почвенница» Вера Галактионова (роман «На острове Буяне»), утомленный Валерий Попов (повесть «Третье дыхание», отмеченная премией Белкина) и -- плюрализм как есть! -- Дина Рубина (роман «Синдикат»). Снова обнесли Олега Ермакова, чьи «Афганские рассказы» (конец 80-х) украшают яснополянские списки все три года. И вероятно, пребудут в них вечно. То есть до того дня, когда либо смоленский прозаик взойдет на пьедестал, либо южнокорейский концерн закроет сюжет.
С дебютантами та же история. Достаточно заласканный (и очень неровный) Василий Голованов («Тачанки с юга»); Антон Савин (надеюсь, что неизвестная мне повесть «Исход Ветхого человека» написана лучше, чем пошлейшая прошлогодняя "Радуга прощения"); еще один яснополянский «старожил», обозреватель «Литературной газеты» Александр Яковлев (сборник рассказов «Осенняя женщина»). И Афанасий Мамедов, о дебютном триптихе которого («Свадьбы») я восхищенно писал в 1993 году. Теперь и до «яснополянцев» дошло, что есть на свете такой писатель. С чем их и поздравляю. Но вообще-то хотелось бы видеть в списке дебютантов с несколько меньшим стажем -- если не Дмитрия Новикова (сборник рассказов «Муха в янтаре», 2003), который кажется мне на редкость живым и своеобычным рассказчиком, то Аркадия Бабченко («Десять серий о войне») или Игоря Савельева (повесть «Бледный город», 2004), которые у меня теплых эмоций не вызывают. Не о вкусах речь -- об отношении к «литературному сегодня» и живым творческим людям. Да, скорее всего писатель награду за стародавний дебют (или не дебют) возьмет. Скажет спасибо. И подумает: ну вот, «сподобился» -- а я ведь за утекшие годы что-то пережил, выстрадал, написал...
Но такие нежности не для нашей бедности. Имена лауреатов назовут 9 сентября. В любом случае имидж премии не изменится.
Андрей НЕМЗЕР