|
|
N°155, 25 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бездорожный сбор
ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК заплатят «Газпрому» за физический доступ к месторождениям
«Газпром» опередил правительство в реализации идеи платных автодорог. С 1 июля его «дочка» -- «Ямбурггаздобыча» -- ввела плату за проезд по трассам, которые соединяют самые северные из действующих месторождений. Перемещаться за деньги будет транспорт компаний, не входящих в группу «Газпром», и не работающих у концерна на подряде. Кроме газпромовцев, спецмашин и «дорожников», правом бесплатного проезда на легковом автомобиле смогут воспользоваться жители Тазовского, Надымского, Пуровского районов и Нового Уренгоя. Законопроект «О платных дорогах» еще только обсуждается на правительственном уровне, а первая официально платная дорога должна появиться только в 2007 году (значительно расширенная трасса Москва -- аэропорт Домодедово).
Общая протяженность автомобильных дорог, обслуживаемых «Ямбурггаздобычей», составляет 525,1 км. Их содержание обходится примерно в 80--90 млн долл. в год (около трети суммы расходуется на капитальный ремонт). Строительство километра автодороги на севере Ямало-Ненецкого автономного округа обходится в 1 млн долларов.
Длина платной трассы составляет 147,5 км. Стоимость проезда будет зависеть от километража и типа транспортного средства: водитель легкового автомобиля весом до 1,5 тонн за 1 км заплатит 4,25 руб., грузового (весом 50 тонн) -- 202,5 руб. Пресс-секретарь «Ямбурггаздобычи» Сергей Чернецкий заявил «Времени новостей», что решение принято с целью хотя бы частично компенсировать расходы предприятия на текущий и капитальный ремонт дорожного хозяйства, построенного исключительно на средства «Газпрома». По его словам, размер тарифов рассчитали экономисты «Ямбурггаздобычи».
Поток транспорта сторонних организаций и коммерческих структур, пользующихся дорогами «Ямбурггаздобычи», -- в среднем 420 автомобилей в сутки. Причем в основном это именно большегрузные автомобили, принадлежащие «дочкам» ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа или строительным компаниям, которые ведут работы на их месторождениях (Находкинском и Юрхаровском соответственно).
Если средняя протяженность платной поездки будет составлять 70 км, то каждый крупный грузовик принесет в бюджет «Ямбурггаздобычи» около 500 долл. В год всего может быть до 100 тыс. таких поездок. К примеру, расстояние до месторождения НОВАТЭКа составляет около 60 км, а лукойловским автомобилям приходится проезжать около 120 км.
Механизм взимания платы пока до конца не отработан. Физические лица платят наличными согласно километражу, указанному в путевом листе. Коммерческие организации будут расплачиваться согласно договорам за пользование автодорогой, которые сейчас заключаются. Ни в ЛУКОЙЛе, ни в НОВАТЭКе не стали комментировать нововведения «Газпрома».
Алексей ГРИВАЧ