Время новостей
     N°155, 25 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2005
Когда в чиновниках согласья нет
Греф и Христенко вынесли нефтегазовую ссору на публику
Обсуждение крупных сделок государственных нефтегазовых компаний снова обостряет борьбу внутри Кремля и правительства и выводит ее в публичную плоскость. Если раньше противостояние шло вокруг слияния «Роснефти» и «Газпрома», то теперь (после провала плана объединения этих компаний) -- вокруг схемы оплаты пакета акций (10,74%) «Газпрома», которые купила госкомпания «Роснефтегаз» для увеличения доли государства в монополии до контрольной.

В последние дни в схватке сошлись главы Минэкономразвития и Минпромэнерго Герман Греф и Виктор Христенко. Главный российский экономист в конце минувшей недели заявил, что для оплаты акций «Газпрома» «Роснефтегаз» (которому также принадлежит 100% акций «Роснефти») в ближайшее время привлечет кредит на 7,5 млрд долл. у синдиката иностранных банков под залог неконтрольного пакета акций «Роснефти». А г-н Христенко, в компетенцию которого, кстати, эта сделка не входит, вчера заявил: «Роснефти» есть что показать и чем гарантировать -- например, экспортные поставки нефти». В ответ пресс-служба г-на Грефа заявила, что «Минэкономразвития такой вариант не рассматривает, на сегодняшний день «Роснефть» обременена кредитными обязательствами, и ее финансовое положение не самое благоприятное с точки зрения привлечения кредита под залог экспортных поставок нефти».

Высказывания г-на Христенко по вопросу планировавшегося слияния «Газпрома» и «Роснефти» всегда носили официальный характер -- глава Минпромэнерго был официальным спикером на эту тему. При этом он всегда был немногословен и ограничивался фразами о том, что переговоры идут и обязательно завершатся до июня этого года. После провала плана слияния компаний инициатива перешла к Минэкономразвития. Именно ведомство г-на Грефа первым объявило 17 мая об этой неудаче и тут же обозначило новую схему, в соответствии с которой в качестве оплаты пакета акций «Газпрома» будут использоваться средства, полученные от «размещения части акций «Роснефти» на открытом рынке». В начале июля «Роснефтегаз» купил акции «Газпрома» за 203,5 млрд руб. с отсрочкой платежа.

Однако вся проблема состоит в том, что продавать акции «Роснефти» часть государственных чиновников не желает -- по крайней мере сейчас. А «Газпром» настаивает на скорейшей оплате своих акций (по графику -- до конца года). Однако банки -- потенциальные кредиторы (считается, что это Morgan Stanley, ABN Amro, JP Morgan Chase & Co, Dresdner Kleinwort Wasserstein) в качестве обеспечения кредита потребовали залог, как говорил г-н Греф, либо некоторого количества акций «Роснефтегаза», либо бумаг «Роснефти».

Но подобное предложение, похоже, не устроило другой лагерь российских чиновников, близких "Роснефти". Еще в мае некоторые источники озвучивали идею о том, что в качестве залога наиболее предпочтительно использовать экспортные объемы нефти. Были и более радикальные идеи -- заключить многолетний экспортный контракт на поставку сырья и взять предоплату на сумму, необходимую для погашения задолженности «Роснефтегаза» перед «Газпромом».

Это предложение аналогично «китайской сделке», заключенной «Роснефтью» в начале этого года. Тогда требовалось срочно расплатиться за покупку «Юганскнефтегаза» (он был куплен на аукционе за 9,3 млрд долл.), и на помощь пришли китайские банки и корпорации, заинтересованные в российской нефти и нефтяных активах.

В официальном сообщении «Роснефти» тогда говорилось: «Достигнуты договоренности с китайской стороной о поставках в КНР нефти в объеме 48,4 млн тонн на период до 2010 года включительно на условиях предоплаты, сумма которой составляет 6 млрд долл. Обязательства по поставкам сырья в Китай в течение указанного периода будут выполняться в основном за счет объемов нефти, добываемой «Роснефть-Пурнефтегазом», и частично -- за счет объемов, добываемых «Роснефть-Сахалинморнефтегазом». Как пояснил источник, близкий к компании, в договоре с китайцами есть формула цены поставок в зависимости от мировой цены на нефть. Так что как только объемы поставок по этой формуле превысят сумму 6 млрд долл., китайцы будут обязаны платить за нефть.

Повторение подобной сделки, похоже, несовместимо со взглядами г-на Грефа, о чем вчера и заявила его пресс-служба. Однако источник «Времени новостей» в окружении одного из участников переговоров говорит о том, что предложение о залоге нефти, озвученное вчера г-ном Христенко, вступает в завершающую стадию обсуждения, и специалисты такую схему рассматривают уже в деталях. Впрочем, источник Интерфакса в одном из западных банков вчера заявил: «Переговоры по определению основных параметров и условий кредита продолжаются. Я думаю, что следующие десять дней являются критическими для успеха данной стадии переговоров. Банки и заемщик должны прийти к определенному соглашению относительно структуры кредита, в том числе по вопросу об обеспечении кредита, а также его стоимости. Я думаю, что окончательного решения можно ожидать в течение следующих десяти дней, если все пойдет хорошо».

Любопытно, что вне зависимости от вариантов сделки -- сходного с «китайским» или получения кредита под залог акций "Роснефти" -- и г-н Греф, и г-н Христенко пока заявляют о возможности в будущем продажи ее акций. А руководитель одного из департаментов МЭРТ Кирилл Андросов предположил в интервью РИА «Новости», что существует и такой вариант, при котором «Роснефтегаз» проведет допэмиссию акций и разместит ее на рынке.

Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  "Газпром" и "Роснефть"