|
|
N°155, 25 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Синдром бакалавра
Минобразования пытается изменить отношение к двухуровневой системе дипломов
Подготовкой общественного мнения к переходу высшей школы на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура» активно занялось Минобразования и науки. За оставшиеся три года до запланированного введения новшества необходимо, с одной стороны, преодолеть негативное отношение к бакалавриату у студентов и профессуры, а с другой -- успеть убедить работодателей в том, что дипломы нового образца будут гарантировать качественное образование выпускника. На днях в министерстве состоялся «круглый стол» под председательством руководителя департамента госполитики в сфере образования Исаака Калины, который заверил собравшихся в том, что детали реформы высшей школы обсуждаются и усовершенствуются с привлечением всех участников образовательного процесса. «В настоящее время законопроект о двухуровневом образовании разослан по субъектам РФ, проходит согласование в региональных министерствах, обсуждался с Союзом ректоров России, был представлен в Совет Федерации», -- рассказал Исаак Калина.
Напомним, что в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Россией перед европейскими коллегами, наша страна должна влиться в так называемый Болонский процесс к 2008 году. Это предполагает, что российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Для этого нам необходимо повсеместно перейти на двухуровневую систему «бакалавриат-магистратура», отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.
Однако, стремясь войти в единое образовательное пространство с Европой, Минобразования решило с помощью бакалавриата реформировать и социально-экономические основы работы высшей школы. Как уже не раз заявляли идеологи образовательной реформы, стране не нужно столько людей с высшим образованием. Слишком много выпускников вузов не идет работать по специальности и отсиживает лишние два года в институте только ради «корочки», позволяющей устроиться на работу. Все это можно было бы решить и в рамках бакалаврской программы, которая длится три-четыре года, сэкономив и бюджетные средства, и время. Магистратура же, по мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, должна быть малочисленнее и готовить к исследовательской деятельности. Министр оговорился, что по ряду специальностей будет сохранена традиционная структура подготовки специалистов в течение пяти-шести лет. Как пояснил вчера глава «Рособразования» Григорий Балыхин, как раз сейчас эксперты министерства работают над перечнем «исключительных» специальностей, в который, по всей видимости, войдут технические, медицинские и творческие профессии. По его словам, итоговый перечень будет утверждаться правительством.
Но в любом случае, чтобы новая система заработала, бакалавриату необходимо законодательно придать статус полноценного законченного высшего образования, а также заставить поверить в это работодателей. «Пока не удастся довести до общественного сознания, что такое бакалавриат и магистратура, мы не имеем морального права переходить на эту систему», -- обещал еще в марте пятигорским студентам Андрей Фурсенко. Законодательное утверждение нового статуса бакалавра сейчас как раз прорабатывается, а вот убеждению работодателей, видимо, и будут посвящены ближайшие три года. «Тотально и моментально министерство вводить ничего не собирается, но это не значит, что мы будем отказываться от нового. 100% никогда не будут готовы принять такое нововведение, но есть те люди, которым оно необходимо», -- заявил вчера Исаак Калина.
Кирилл ВАСИЛЕНКО