Время новостей
     N°149, 20 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.08.2001
Дай отдохнуть фонтану
Дружба народов -- десять лет спустя
Советского Союза не стало в эти дни ровно 10 лет назад. Неудавшийся путч смел с политической арены тех, кто, каждый своими средствами, стремился спасти большую страну, -- и самих заговорщиков, и Михаила Горбачева, которому после Фороса осталась только роль свадебного генерала. Когда и президент-генсек, и его незадачливые оппоненты из союзного руководства потеряли реальную власть, оказалось, что защищать «единый-могучий» больше некому. Фонтан «дружбы народов» в одночасье иссяк.

Номенклатуре «окраин» Советский Союз просто стал не нужен, она уже почувствовала вкус новой национальной власти. Характерный пример -- Ашхабад. Сапармурад Ниязов, тогда еще не «отец всех туркмен», а просто местный партийный лидер, хранил молчание и не возражал против ГКЧП, но как только 22 августа стало понятно, что реваншисты проиграли, издал указ о переводе союзных предприятий в республиканское подчинение.

Эйфория, охватившая жителей новых стран 10 лет назад, давно прошла. Независимость оказалась куда более тяжким бременем, чем думали. Ни одно из государств, ликовавших тогда по случаю крушения «тюрьмы народов», не избежало острейших экономических и политических потрясений, половина из них пережила жестокие войны, и на фоне всего этого советское прошлое представляется теперь многим в радужных красках. А идея «куда угодно, только от Москвы», доминировавшая тогда в столицах республик, спустя десятилетие уже не кажется столь же продуктивной, как в те дни. Некоторым откровением стало осознание того, что в сообществе цивилизованных наций, куда так горячо стремились, изнывая под гнетом кремлевских империалистов, бывшие советские республики, их никто особенно не ждет. А богатый Запад готов решительно высказаться в поддержку новых государств, но совершенно не готов тратить на них силы и деньги. В этом плане, пожалуй, особенно показательна Молдавия: 10 лет назад казалось, что уж ее-то европейский выбор предопределен -- вместе с родственным Бухарестом Кишинев решительно зашагает на Запад. Нынешняя Молдавия, государство разоренное экономически и расколотое политически, от реальной интеграции в Европу отстоит даже дальше, чем Украина и Россия, которым нечем похвастаться на этом направлении.

Реальное (а не дипломатически политкорректное) отношение западных демократий к бывшим советским республикам удачно сформулировал недавно Уэйн Мэрри, бывший сотрудник госдепартамента США, а ныне эксперт по постсоветским государствам. Выступая на семинаре в Казахстане, он напомнил опыт освободившихся от колониализма стран Азии и Африки, который убедительно доказывает: первое поколение лидеров, как правило, наносит своим государствам не меньший вред, чем бывшие колониалисты. И только потом начинает формироваться иная элита, с которой и стоит иметь дело. Хотя сравнение союзных республик с колониями не вполне корректно, в отношении их руководителей с г-ном Мэрри трудно не согласиться. Политические и экономические нравы постсоветского пространства настолько шокируют западных партнеров, что пройдет еще много времени, прежде чем они решатся по-настоящему прийти в этот регион. К тому же, если продолжать параллель Уэйна Мэрри, бывшие колониальные державы, как правило, сохранили бывшие колонии в своей орбите.

Неудивительно, что политики новых независимых государств, отчасти сменившиеся за последние 10 лет, отчасти те же, ныне иначе оценивают место своих стран в мире. Оказалось, что независимость ценна только в том случае, если она обеспечивает поступательное развитие страны и народа, а не его деградацию. Тот факт, что столицы прежних «национальных окраин» к неудовольствию Запада вновь начинают посматривать на Москву, свидетельствует не столько о возрождении в Кремле великодержавных амбиций (хотя, конечно, не без этого), сколько об осознании: в свое время вместе зашли в это болото и, видимо, только вместе можем из него вылезти.

За 10 лет изменилась и сама Россия. Ушли в прошлое времена, когда Москва сначала вовсе игнорировала соседей, а потом, спохватившись, грубо и неуклюже вмешивалась в их дела. Сегодня на просторах СНГ воцаряется расчет -- вещь циничная и малоприятная, но гораздо менее опасная, чем прежний разрушительный национал-романтизм одних или бессмысленные имперские замашки других. Дружбы народов «по любви» у нас в свое время не получилось. Может быть, теперь получится хотя бы «по расчету».

Федор ЛУКЬЯНОВ