Время новостей
     N°155, 25 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2005
Войти в десятку
Больших аэропортов в России будет немного
Количество аэропортов в России уже 15 лет сокращается, зато доля международных среди них растет, сообщил вчера и.о. руководителя Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Александр Юрчик. По его мнению, тенденцию к концентрации воздушных перевозок государство должно поддержать. В ближайшем будущем основой авиатранспортной сети России должны стать 10--11 узловых аэропортов (хабы), в которых будут реализованы современные технологии обслуживания массовых пассажиро- и грузопотоков. Они станут «пунктами широкого международного доступа в Россию», сказал г-н Юрчик, и одновременно обеспечат стыковку местных и дальних авиалиний внутри страны.

Сейчас в России, по официальным данным, имеются 393 аэропорта. После распада СССР количество воздушных гаваней только сокращалось. За прошлый год закрылись еще 18, сообщил г-н Юрчик. Зато среди оставшихся сильно увеличилась доля международных аэропортов. В 1990 году в России их было 19, а к настоящему времени такой статус получили 70 пунктов. Интересно, что их число даже немного больше аэропортов федерального подчинения: таковых в нашей стране сейчас 62.

Г-н Юрчик перечислил аэропорты, которые, по мнению авиационных властей, достойны того, чтобы превратиться в хабы. Это три крупнейших аэропорта московского авиаузла (Домодедово, Шереметьево, Внуково), а также воздушные ворота Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Хабаровска. «Оборот каждого хаба будет составлять десятки миллионов пассажиров», -- сказал он. Сейчас свыше десятка миллионов человек в год пропускают через себя только два российских аэропортовых комплекса -- и оба в Москве: Домодедово и Шереметьево. Кстати, вчера Домодедово распространило данные о результатах своей работы за семь месяцев 2005 года. Общий пассажиропоток Домодедова за январь--июль составил почти 7,5 млн пассажиров, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2004 года.

Термин «хаб» не имеет в российских авиационных кругах устоявшегося общепринятого толкования. Глава «Росавиации» несколько раз подчеркнул, что в его понимании «хаб» -- это не просто крупный аэропорт, а тот, в котором реализованы технологии ускоренной и удобной для пассажиров пересадки с одних рейсов на другие.

Впрочем, статистика «Росавиации» свидетельствует, что аэропортам не хватает и передовых, и вполне общепринятых технологий. 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием в нашей стране было построено более 20 лет назад, сообщил г-н Юрчик. Только четверть из этих полос пережила реконструкцию в течение последнего десятилетия. Менее половины (48%) российских аэродромов оснащены светосигнальным оборудованием. Причем на 14% аэродромов существующие светосигнальные системы уже требуют замены.

Чиновник посетовал, что частные компании, управляющие аэропортами, не инвестируют в развитие их инфраструктуры. 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета, имеют полный износ основных фондов, вновь сослался г-н Юрчик на данные статистики. Амортизация на воспроизведение имущества по многим объектам в постсоветские годы не начислялась.

По расчетам «Росавиации», отечественные компании в 2005--2010 годах могут приобрести (на условиях лизинга и прямой покупки) 308 пассажирских, 42 грузовых самолета и 177 вертолетов. Сколько из них будет отечественного производства, а сколько -- иностранного, г-н Юрчик сказать затруднился. По его словам, это зависит от режима ввоза иностранной авиатехники, который будет принят в ближайшие годы. А этот режим, в свою очередь, «связан с трудным выстраиванием баланса интересов российского авиапрома и российских авиаперевозчиков». В заключение глава «Росавиации» посетовал, что любые прогнозы во вверенной ему сфере не очень достоверны из-за переменчивой конъюнктуры рынка. «Я готов точно сказать, сколько нам нужно самолетов, если кто-нибудь скажет мне, сколько будет стоить баррель нефти в середине следующего года», -- предложил г-н Юрчик.

Михаил КУКУШКИН