|
|
N°155, 25 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стена Плача за ракетной «Стеной»
Израильская противоракетная оборона против второго холокоста
В мире всего две страны имеют развернутые системы противоракетной обороны (ПРО) -- Россия и Израиль. Даже американская «Сейфгард» законсервирована. О российской А-135 известно достаточно много. В частности, то, что она защищает столицу и московский регион и что ее противоракеты несут ядерный заряд. Сведений об израильской ПРО значительно меньше. Во время первой войны в Заливе, когда иракские ракеты стартовали в сторону Израиля, были применены американские зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Пэтриот», затем израильтяне создали комплекс «Эрроу». И все. Но вот на днях в Москву с Земли обетованной приехал доктор Узи Рубин и рассказал, что за система ПРО у Израиля и против кого она направлена.
Г-на Рубина называют по-разному: бывший руководитель проекта "Хома" ("Стена"), основу которого составляет противоракетная система "Хец"; бывший глава управления при министерстве обороны Израиля, которое отвечает за защиту страны от баллистических ракет; ведущий эксперт по ПРО Израиля. Узи Рубин -- обладатель двух национальных наград в области безопасности за участие в разработке разведывательного спутника "Офек" и системы ПРО. Генерал Владимир Дворкин, представлявший гостя в Московском отделении Фонда Карнеги, назвал его генералом. Сам Узи Рубин свое генеральство отрицает. Кроме того, настаивает на том, что выступает в качестве частного лица и не представляет позицию правительства Государства Израиль. Но вся предыдущая биография г-на Рубина позволяет воспринимать его как человека в высшей степени информированного и знающего предмет. Лейтмотив московской «проповеди» г-на Рубина прост: противник от обычных вооружений переходит, с одной стороны, к террору, с другой -- к использованию ракетного оружия.
Ближний Восток действительно на глазах обрастает ракетами. Этот фактор может иметь стратегические последствия не только для Израиля. Гигантский прорыв в ракетном вооружении сделал Иран. На ежегодном военном параде в честь дня мучеников под крики «Америку -- наказать, Израиль -- уничтожить!» демонстрируются минимум две ракеты. В последний раз была «Шихаб-3». Она пополнит арсенал из нескольких сотен ракет других типов. Недавно проведена модификация ракеты «Скад». На фотографии в деталях видны изменения в хвостовой части изделия. Тегеран заявил, что у него есть ракета с радиусом действия 2 тыс. км. Тут есть некоторое преувеличение, но по расчетам израильских специалистов, 1,5 тыс. км вполне реальны. Похвастали иранцы и имеющейся возможностью создать твердотопливную ракету.
В отличие от Ирана, который активно выставляет напоказ свой ракетный арсенал, Сирия не признает, что у нее есть ракеты, не вывозит их на парады. Однако испытания проводят достаточно часто, и как только остальные страны об этом узнают, сирийцы очень активно все отрицают. Так было и с недавним успешным испытанием трех ракет «Скад-3». Они были выпущены с севера страны в направлении Израиля. Одна из ракет даже улетела в Турцию. У Сирии сегодня один из наиболее крупных арсеналов оружия на Ближнем Востоке. Есть, в частности, оперативно-тактический комплекс «Точка» российского производства. Эти ракеты Сирия в свое время послала в Северную Корею для копирования. Новая модель «Скада» -- Р-6 -- с дальностью 700 км также произведена в Северной Корее.
Саудовская Аравия, по некоторым сведениям, полтора года назад заменила китайские ракеты пакистанскими и северокорейскими. Причем современными твердотопливными. У израильтян нет твердых доказательств, но есть информация, что в Ливан ракетные технологии поступают из Пакистана и Саудовской Аравии. Две программы развития ракетного оружия есть в Пакистане: твердотопливная китайская ракета и клонированная северокорейская «Нодон». Ракеты, сделанные в Северной Корее, имеет и Йемен. Пакистанцы буквально две недели назад объявили, что у них есть стратегическая крылатая ракета. Не исключено, что нечто подобное создадут и иранцы. Большой арсенал оружия имеется в умеренном и не демонстрирующем свои ракеты Египте.
Ракеты есть и у ближневосточных террористических организаций. Глава организации «Хизболла» примерно месяц назад говорил о том, что они нацелили на Израиль несколько тысяч ракет. Вероятно, речь шла о неуправляемых реактивных снарядах типа «Катюши» и «Града». Но точно известно, что у «Хизболла» есть и тяжелые артиллерийские ракеты с дальностью 70 км. Для Израиля они стратегические, поскольку могут быть запущены с севера Ливана и накрыть территорию, на которой проживает треть населения Израиля и где находятся некоторые химические объекты. Опасны даже самодельные палестинские ракеты, пятикилограммовая «боеголовка» которых начинена смесью сахара и сельхозудобрений. Израильтянам известны восемь видов таких ракет с героическими названиями, которые может запустить один человек. Дешево и сердито. Больше тысячи таких ракет уже запущено по Израилю.
Пока не придуманы формы разрешения длящегося десятилетия конфликта арабов с израильтянами. Лишь однажды удалось прервать разработку ракетных программ, причем целых шести. Имеются в виду, конечно, иракские программы строительства стратегических ракет на жидком и твердом топливе, а также проект создания крылатых ракет с дальностью 1 тыс. км, которые предполагалось выпускать с вертолета. Международные усилия против Ирака (еще до второй войны в Заливе) сработали, поскольку режиму Хуссейна было трудно получать соответствующие технологии и материалы. Это пример сдерживания распространения оружия массового уничтожения. Как результат -- Ливия приняла политическое решение о ликвидации некоторых видов ракет и допуске инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты.
В остальном Израилю приходится полагаться на собственные силы -- строить частокол из противоракет. «Программа ПРО Израиля имеет стратегическое значение и носит оборонительный характер -- мы не хотим вступать в войну», -- говорит доктор Рубин. В системе ПРО 95% технологий -- израильские. Раньше использовали один американский элемент, которого тогда не было в Израиле, но сейчас есть и он. Поддержка США была в основном финансовой, а не технологической, поскольку американцы щепетильно относятся к распространению ракетных технологий. С 2000 года в израильской системе ПРО используются ракеты «Эрроу» и «Пэтриот». «Эрроу-2», по разным данным, имеет скорость от 2,5 км до 2,85 км в секунду, дальность поражения до 100 км, высоту полета от 8 до 60 км. Она очень точна -- при испытаниях «Скад» был уничтожен не взрывной волной и осколками, а в результате прямого физического столкновения. Даже разработчики не ожидали такого эффекта. Недостаток «Эрроу» в том, что она не может перехватить межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Но ракеты с химическим и бактериологическим оружием -- может. Причем, считает Узи Рубин, отрава выпадет на территорию стран, ее запустивших.
У израильтян нет сомнения, что они при необходимости смогут перехватить ракеты северокорейского производства. С такой низкой точностью эти изделия можно использовать лишь по масштабным целям. Это оружие скорее политическое. Однако ситуация в регионе может резко измениться, если российское правительство продаст Сирии управляемые ракеты. Имеется в виду оперативно-тактический комплекс «Искандер-Э», в который заложены характеристики, позволяющие ракете избежать противодействия систем, подобных американскому ЗРК «Пэтриот». Даже ракеты «Игла» комплекса «Стрелец», которые не так давно Россия согласилась поставлять Сирии, по мнению Узи Рубина, «в какой-то мере являются угрозой Израилю и подталкивают Сирию на недружественные акты». Россия поставила Сирии условие никому эти ракеты не передавать, но, по словам г-на Рубина, «это Ближний Восток, где все покупается, продается и перепродается». Израильтяне опасаются, что ракеты могут попасть в руки радикальных организаций, которые провозгласили своей целью уничтожение Государства Израиль.
Почему бы Израилю самому не закупить российские «Искандеры», ведь сотрудничаем же мы в модернизации российских истребителей МиГ-21 и МиГ-23? На этот вопрос г-н Рубин ответил дипломатично. Израиль признает, что «российская военная техника прекрасна, технологии в некотором смысле даже лучше американских», но его страна традиционно использует американские системы.
Параллельно программе ПРО Израиль совместно с США отрабатывает проект использования ракет «воздух--воздух» против тяжелых сирийских ракет. Успешно действует экспериментальная программа по использованию лазерного оружия, которое эффективно даже против минометов, в области высоких энергий. Это оружие будущего. Идет работа над перехватчиками, которые уничтожали бы ядерные ракеты противника на начальном участке полета. «У Израиля есть возможность нанести удар на очень большие расстояния, -- говорит Узи Рубин. -- Мы демонстрировали это в Тунисе и Уганде, мы можем проводить операции за 3 тыс. км от наших границ». Однако он отказывается верить, что Израиль будет наносить ядерный удар первым. Разумеется, за исключением ситуации, когда населению страны будет грозить физическое уничтожение. «Мы не допустим второго холокоста», -- сказал Узи Рубин.
Николай ПОРОСКОВ