Время новостей
     N°154, 24 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2005
Прибыль КамАЗа вырастет в тридцать раз
Если правительство «наведет порядок на автомобильном рынке»
Чистая прибыль крупнейшего в стране производителя грузовиков КамАЗа (34,01% акций принадлежит государству) возрастет за шесть лет почти в тридцать раз. Вчера совет директоров автозавода утвердил стратегию развития предприятия до 2010 года, согласно которой прибыль увеличится до 210 млн долл. (в прошлом году составляла 208 млн руб.). Как рассказал после заседания совета гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, за этот срок планируется увеличить выпуск грузовиков более чем до 50 тыс. в год (в прошлом году с конвейера сошло 28,5 тыс. машин, в нынешнем запланировано 31,5 тыс.), а годовой оборот -- до 3 млрд долл. (в прошлом году -- 1 млрд долл., в текущем -- 1,5 млрд), при этом чистая прибыль по РСБУ составит 7% от этого показателя. Однако выполнить эту стратегию, подчеркнул г-н Когогин, можно только «при условии наведения порядка на автомобильном рынке» и выравнивании положения российской и импортной продукции.

Пока же у менеджмента КамАЗа имеются претензии к главному акционеру. Вчера гендиректор завода посетовал, что отечественные автопроизводители находятся на собственном рынке в худших условиях по сравнению с иностранными: к параметрам российских автомобилей предъявляются жесткие требования, в том числе по экологическим нормам. «Мы взяли на себя обязательства с января этого года ставить на «КамАЗы» двигатель евро-2, понеся определенные расходы (себестоимость автомобиля с таким мотором становится больше на 120 тыс. руб.)», -- напоминает г-н Когогин, добавляя, что при этом в страну продолжается ввоз иностранных автомобилей, не соответствующих экологическим и другим нормам.

Именно из-за дискриминационной политики правительства по отношению к отечественному производителю КамАЗу, по словам главы завода, пришлось сокращать внутренние продажи и переориентироваться на экспорт, который за год вырос на 30% -- 8,5 тыс. единиц техники против 6,4 тыс. в прошлом году. В дальнейшем доля экспорта, считает он, будет расти. Приоритетными рынками остаются Казахстан, Вьетнам, Украина, арабские страны.

В ближайшее время КамАЗ не намерен расширять модельный ряд грузовиков и планирует сосредоточиться на развитии автобусного сектора. По словам главы компании, уже в текущем году без привлечения серьезных инвестресурсов КамАЗ планирует увеличить производственную мощность с 1 тыс. до 1,2 тыс. штук, а до 2010 года -- в два раза. Сейчас обновляются автобусные парки за счет камских «НЕФАЗов» в Кемерове, Омске, Липецке, Саратове, Оренбурге и даже Магадане.

Отвечая на вопрос о грядущей приватизации (КамАЗ значится в правительственном плане на 2006 год), глава компании заметил, что не понимает, «зачем продавать госпакет сегодня, когда не закончена программа оздоровления предприятия, ведь после ее завершения каждая акция будет стоить совсем других денег». Между тем, по его словам, глава Минэкономразвития Герман Греф несколько изменил свою позицию в отношении продажи госпакета: министра удалось убедить в том, что вырученные от продажи госпакета средства необходимо направить на развитие предприятия. По поводу потенциального претендента на госпакет г-н Когогин сказал: «Менеджеры, может, и задумываются о покупке, но у них для этого нет реальной возможности». Он также выразил сомнение, что покупка дополнительных активов может быть интересна Внешэкономбанку, который до сих пор считали главным претендентом (второй после федеральных властей крупный акционер КамАЗа --19,41% акций). «По крайней мере на последней встрече с советом директоров (КамАЗа -- Ред.) я такой заинтересованности не увидел», -- сказал г-н Когогин. Новым собственником, не исключил г-н Когогин, может оказаться стратегический иностранный партнер. КамАЗ становится все привлекательнее для рынка, заметил он, в настоящее время камский завод ведет совместное изучение российского рынка грузовиков с компанией Scania.

Впрочем, проблема привлечения инвесторов, по словам г-на Когогина, также заключается в правительственной политике. Вчера он сообщил, что в сентябре завод планирует создать с зарубежной компанией (в качестве претендентов выступают бразильские MWM и Cummings) СП по производству двигателей. «Cummings уже была готова предоставить нам новую платформу двигателя стандарта евро-3, -- пояснил глава КамАЗа, -- однако у нее не было уверенности, что если наше правительство примет решение ввести в России стандарт евро-3, она сможет обеспечить его исполнение».

Яна ГОДОВАНАЯ