|
|
N°154, 24 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Шарон! Сталин может гордиться тобой»
Эвакуация еврейских поселенцев закончена
Операция по эвакуации еврейских поселений из сектора Газа и северной части Западного берега реки Иордан (Северной Самарии) завершена. Вчера свои дома покинули жители последних поселений Санур и Хомеш, что на Западном берегу Иордана.
Санур и Хомеш находились глубоко внутри палестинских территорий. Особенно интересна история поселения Санур -- в начале 1980-х его основали люди искусства, выходцы из СССР. По их замыслу, поселение должно было стать большой художественной галереей. Они были уверены, что искусство способно помирить палестинцев и израильтян, и даже планировали создать художественную школу, чтобы обучать палестинских подростков живописи.
Однако в 1987 году началась первая палестинская интифада (восстание), и после этого поселение подвергалось постоянным обстрелам. Островок культуры среди палестинских территорий зачах. Туристы сюда больше не приезжали, и многие жители предпочли покинуть поселение. Только около трех лет назад поселение было восстановлено религиозно настроенными евреями.
На момент начала принудительной эвакуации в Сануре находилось около 50 семей. По данным полиции, незаконно прибывших в поселение праворадикальных активистов оказалось значительно больше, чем сообщалось ранее. Они даже разбили здесь импровизированный лагерь с палатками. В поселении Санур физическое сопротивление оказали в основном пришлые правые активисты, которые забаррикадировались на крыше крепости при въезде в поселение.
Жительница поселения, скульптор Юлия Сигать с удивлением восприняла вопрос корреспондента «Времени новостей» -- почему надо было ждать, чтобы солдаты эвакуировали ее, а не сделать это заранее и добровольно. «А как же мои скульптуры? Как же я их оставлю? В моем доме огромное количество работ. Я не представляю, как можно будет их перевезти. Честно говоря, я до последнего надеялась, что умру в этом доме, и никуда мне не придется переезжать».
В поселении Хомеш вообще каждый дом приходилось эвакуировать силой. К началу эвакуации в поселении оставалось 30 семей. Еще ночью до эвакуации поселенцы постарались максимально усложнить работу солдат и полицейских -- они разлили масло и краску на основных дорогах поселения, подожгли автомобильные покрышки на входе в поселение и забаррикадировали двери в дома. Хотя в Хомеш выходцев из СНГ было мало, взору нашего корреспондента предстал плакат, на котором большими русскими буквами было написано: «Шарон! Сталин мог бы гордиться тобой».
Рядовым полицейским запрещено общаться с прессой, но один из участников «сил размежевания» отозвался на вопрос корреспондента «ВН». Владимир -- военнослужащий пограничной полиции, приехал в Израиль шесть лет назад из Новосибирска, участвовал в эвакуации поселения Кфар-Даром в секторе Газы. «Я очень устал! Хочу, чтобы скорее все это закончилось. Хочу домой, в душ и спать!» -- сказал Владимир.
Что теперь будет с покинутыми землями? На этот вопрос «ВН» четко ответил источник в Армии обороны Израиля: «После окончания эвакуации еврейских поселений из сектора Газа в течение четырех недель армия полностью покинет эти территории, демонтирует все блокпосты и военные базы. Территория полностью перейдет под контроль палестинцев. Аналогично и в Северной Самарии».
Проблемы с выселением закончены, и теперь начинаются проблемы с уже выселенными людьми. Тех, кого эвакуировали насильно, разместили в гостиницах по всей стране. Около 400 человек из бывшего поселения Неве-Дкалим в секторе Газа оказались в гостинице в Иерусалиме. Среди них и репатриантка с Украины Мирьям Фрайман. По ее словам, каждый день эти люди ходят молиться к Стене Плача. Они продолжают обвинять премьер-министра Израиля Ариэля Шарона во всем, что происходит. И говорят, что если бы не добровольческие организации, которые помогают им и едой, и одеждой, было бы совсем тяжко.
Как это ни парадоксально, обращаться в совет поселений для того, чтобы им предоставили новое жилье, они не желают. «Эти люди нас выселили, они и должны предоставить нам всем новое жилье. Они же отвечают за вещи, которые остались в моем доме. Пусть сами нас ищут, мы к ним обращаться не будем. Более того, по отдельности мы не согласны переезжать. Мы хотим сохранить нашу общину и остаться жить все вместе», -- успела сказать «ВН» Мирьям Фрайман до того, как батарейка в ее мобильном телефоне окончательно села.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим, Дмитрий ДУБОВ, Хомеш