|
|
N°154, 24 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба с заусенцем
Проблема Ил-96-300 грозит стать юридической
Федеральному агентству по промышленности («Роспром») вчера не удалось разработать программу возвращения в эксплуатацию пассажирских лайнеров Ил-96-300. Накануне глава ведомства Борис Алешин обещал сделать это за один день, однако задача потребовала более продолжительного обдумывания. Тем временем авиакомпании, пострадавшие от введенного в понедельник запрета на полеты Ил-96-300, начали обдумывать другую тему. Они рассматривают возможность взыскать свои убытки с производителя самолетов -- Воронежского авиазавода.
Напомним, что в понедельник Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор») приостановило эксплуатацию самых современных российских дальнемагистральных самолетов Ил-96-300. Поводом стали дефекты в системе торможения этих самолетов, двумя из которых пользуется главный пассажир российского воздушного флота -- президент Владимир Путин. Вчера в «Роспроме» состоялось второе за два дня совещание по вопросу, как дефекты изжить, а лайнеры вернуть в строй. Накануне глава «Роспрома» Борис Алешин обещал, что программа преодоления недостатков будет составлена за один день. Однако утверждение плана перенесено на четверг, а на сегодня в «Роспроме» назначено очередное заседание представителей заинтересованных федеральных служб и ведомств. Одновременно, как сообщила «Времени новостей» пресс-секретарь агентства Наталья Сидорук, г-н Алешин решил взять паузу в контактах с прессой по проблеме Ил-96-300.
За него вчера ситуацию комментировали разработчики и изготовители самолета. Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. Ильюшина (разработчика Ил-96-300) Генрих Новожилов назвал решение «Ространснадзора» о запрете полетов необоснованным. «Руководитель «Ространснадзора» выявленный дефект, а если быть более точным -- заусенец в клапане тормозной системы, назвал конструктивно-производственным недостатком. Это чисто производственный недостаток, который надо было устранить, заменив этот клапан на кондиционный. Естественно, при этом провести проверку тормозной системы на других самолетах и благополучно продолжать полеты», -- заявил агентству Интерфакс-АВН г-н Новожилов.
Анонимные специалисты с Балашихинского литейно-механического завода (БЛМЗ) изложили корреспонденту ИТАР-ТАСС другую версию неполадок. Напомним, что глава «Ространснадзора» Александр Нерадько обвинил БМЛЗ в изготовлении бракованного узла тормозной системы, того самого, с заусенцем. Неполадки в тормозных агрегатах Ил-96-300 могут быть связаны не с производственными дефектами, а с качеством технологической жидкости, на которой работает гидравлика шасси авиалайнера, рассказали ИТАР-ТАСС на заводе. «Когда наш агрегат сняли с самолета, промыли и прочистили, на стенде он работал идеально, -- сообщил собеседник агентства. -- Мы думаем, что проблема в жидкости, использующейся в гидравлической системе шасси. Она имеет свойство засоряться и коксоваться при определенных условиях».
Тем временем авиакомпании, эксплуатирующие Ил-96-300, учатся работать без них. Проблемные самолеты летали до вчерашнего дня под флагами трех российских авиаперевозчиков: «Аэрофлота» (шесть машин), «Домодедовских авиалиний» (три) и «Красэйр» (две), причем две последние фирмы сотрудничают в рамках альянса AiRUnion. Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков объявил, что вчера компания еще смогла исполнить свое обычное расписание, но с сегодняшнего дня из-за нехватки бортов начнутся отмены некоторых рейсов на азиатских и североамериканских направлениях. На других маршрутах Ил-96-300 будут заменены Ил-86 и аэробусами семейства А320.
Участники альянса AiRUnion, согласно их заявлению, сумели заменить выбывшие Ил-96-300 на Ил-62, Ту-154 и Boeing-767 без ущерба для регулярного расписания.
Но финансового ущерба компаниям избежать не удалось, и вчера они начали думать, за чей счет бы его компенсировать. По словам г-на Кошлякова, убытки «Аэрофлота» от приостановки эксплуатации Ил-96-300 к концу октября составят 20 млн долл. В компании не исключают предъявления материальных претензий к производителям самолета. "В зависимости от развития событий может быть принято и такое решение", -- сказал г-н Кошляков.
В компании "Красэйр" размер ущерба еще не подсчитан, но и там поспешили завить, что оставляют за собой право судиться с авиастроителями. "Красэйр" не исключает возможности обращения в суд с исками к производителю самолетов -- Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу", -- сказал вчера представитель авиакомпании Интерфаксу. «Домодедовские авиалинии» подобных заявлений не делали. Однако поскольку через альянс AiRUnion эта фирма фактически подконтрольна менеджменту "Красэйр", можно не сомневаться, что две авиакомпании будут действовать в суде солидарно.
Михаил КУКУШКИН