|
|
N°149, 20 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Самые прозрачные окажутся под прессом»
В Свердловской области конкуренция между банками остра, как, наверное, нигде в России: помимо Сбербанка и крупнейших московских банков за место на этом рынке борются десять примерно равных по силе местных игроков. Имеющий в области 30 филиалов Уралпромстройбанк (УПСБ) входит в первую тройку банков Екатеринбурга. Своими взглядами на банковскую реформу поделился председатель правления УПСБ Сергей КУРОПТЕВ.
-- Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает перестроить нынешнюю двухуровневую банковскую систему в трехуровневую. Близка ли вам эта идея?
-- Реорганизация банковского сектора, конечно, нужна. За десять лет в России так и не была создана устойчивая, стабильная и прозрачная банковская система.
Однако я не вижу необходимости отказываться от двухуровневой системы. Разделение банковских лицензий на федеральные и региональные приведет к монополизму. В этом случае средним и мелким банкам придется работать через крупные, а это чревато ростом транзакционных издержек и для нас, и для наших клиентов. В конечном итоге это поставит под вопрос само существование региональных банков.
Сейчас наличие генеральной лицензии -- один из аргументов в борьбе за клиентов. Из десяти крупных банков Свердловской области генеральные лицензии имеют больше половины. Уралпромстройбанк как универсальный региональный банк, конечно, заинтересован в сохранении генеральной лицензии. Универсальность -- всегда на пользу клиентам, и я не вижу ничего плохого в самостоятельной работе региональных банков с западными партнерами.
-- РСПП предлагает в течение трех лет довести капитал банков с генлицензиями до 100 млн долларов...
-- Требование увеличить уставный капитал абсолютно правомерно. Банкиры понимают, что большинство мелких банков не отличается повышенной устойчивостью. Крупный уставный капитал дает больше возможностей и банку, и его клиентам. Но необходимо ли так сразу говорить о его увеличении до 100 млн долл.? Это вызывает сомнения.
На мой взгляд, три года -- слишком короткий срок. Нашу банковскую систему нужно двигать к объединению постепенно. Мировой опыт показывает, что укрепление банковской системы всегда происходит за счет слияния и укрупнения банков. Однако политика в этом направлении должна быть свободна от излишнего администрирования, направленного на сокращение количества банков. В Америке около 10 тысяч банков, и всем хватает места под солнцем.
Резкое повышение требований к капиталу может привести к непродуманным шагам со стороны средних и мелких банков. Оказавшись в цейтноте, банки будут подталкиваться к слияниям и поглощениям не экономическими, а административными соображениями. А мировой опыт показывает, что 65--70% слияний в банковской сфере не приносит желаемого результата.
-- Способен ли переход на международные стандарты финансовой отчетности решить проблему «рисованных» балансов?
-- Курс на поэтапное внедрение международных стандартов финансовой отчетности, который с 1997 года проводится Центробанком, мне кажется совершенно правильным. Правда, нужно понимать, что МСФО -- это не панацея, и проблему, о который вы говорите, они не решают.
К сожалению, прозрачность в России далеко не всегда является преимуществом. Например, я боюсь, что налоговая либерализация, т.е. уравнивание банков с предприятиями реального сектора в части налога на прибыль, чревата усилением фискального надзора. Утяжеление налогового пресса скорее всего почувствуют как раз самые прозрачные банки.
-- Некоторые представители РСПП предлагают перевести надзор с регионального на федеральный уровень. Оправдана ли столь радикальная реформа банковского надзора?
-- Не думаю, что централизация надзорных функций приведет к чему-то хорошему. Сегодня главные управления ЦБ в регионах лучше ориентируются в ситуации, обладают мощным аналитическим аппаратом, отслеживая процессы, которые происходят не только в банковском секторе, но и во всей региональной экономике. Нынешняя модель, безусловно, эффективнее.
-- А что вам нравится в банковской программе РСПП?
-- Полностью поддерживаю предложение о взимании налога на прибыль после создания резервов на возможные потери по ссудам, а не до создания, как сейчас. Это поможет капитализации банков, а значит, даст им дополнительные возможности для развития.
Заслуживают внимания идеи о профильном лицензировании госбанков. Госбанки должны работать в той нише, в которой они создавались. В первую очередь они должны быть нацелены на долгосрочное инвестирование, на участие в больших государственных программах, а не конкурировать с частными банками на поле кредитования корпоративного сектора.
Беседовал Владимир ФЕДОРИН