|
|
N°154, 24 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кем богаты -- тем не рады
Россияне ставят советскую элиту выше российской
Опрос ВЦИОМ, проведенный в начале августа по общероссийской выборке, продемонстрировал, что нынешняя российская элита вызывает у общества негативное отношение. Да и само понятие «элита» в нынешних условиях достаточно размыто.
Есть те, у кого больше власти и больше денег, -- они и являются хозяевами страны. Но представляют ли они элиту? По мнению 26% опрошенных россиян, именно те люди, которые обладают властью и влияют на власть, и есть сегодняшняя российская элита. Практически столько же, 25%, считает элитой «всех, кто богат». 65% опрошенных полагают, что элита -- это верхушка общества, те, кто нами правит. Менее представительны иные, более традиционные точки зрения, относящие к числу элиты людей высшей квалификации и профессионализма (17%) и тех, кто обладает духовным и нравственным влиянием в обществе (13%).
О невостребованности в нашем обществе элиты интеллектуальной много писалось, как и об отсутствии элиты духовной. Более раннее исследование ВЦИОМ выявило глубокий вакуум духовных и нравственных авторитетов -- то есть именно того, что отличало Россию в самые разные исторические эпохи.
Элита, сформированная по принципу «кто богат» и «кто дорвался до власти», вряд ли может претендовать на большую эффективность. И российское общество ставит своей элите скорее «неуд». На вопрос, соответствует ли нынешняя элита задачам, стоящим перед страной и обществом, только 3% отвечают твердое "да", еще 14% считают, что «элита скорее соответствует». Зато 70% россиян придерживаются обратной точки зрения.
Что нужно человеку, чтобы оказаться в элите российского общества? С огромным отрывом лидируют такие факторы, как наличие денег (75%) и связи во властных структурах (56%). Гораздо меньшее значение, с точки зрения россиян, имеют энергия, предприимчивость, талант, высокая квалификация (20%). Хотя среди высокодоходных групп населения, а также молодежи и людей с высшим образованием высока доля тех, кто прежде всего настроен обратить внимание на личные качества потенциального члена элиты, а не на его зажиточность.
У российских граждан сложилось представление об элите скорее как о замкнутом сообществе, даже касте, куда простым людям не пробиться (так полагают 59% опрошенных; альтернативного мнения придерживаются 38%). Зато личные качества, даже самые выдающиеся, для принадлежности к элите имеют существенно меньшее значение (33%), чем связи и происхождение (64%). Во многом такое отношение воспроизводит и отношение к советской элите, также превратившейся в замкнутое номенклатурное сословие.
Замкнутость элит характерна для застойных периодов развития общества, в котором существенно снижена вертикальная мобильность. Начав формироваться в первой половине 90-х годов прошлого века, посткоммунистическая элита на волне общественного подъема рекрутировалась в тот период из самых различных сфер, в том числе из относительно низкостатусных групп общества (вспомним «правительство младших научных сотрудников», как в свое время называли кабинет Егора Гайдара), сегодня элита «забронзовела», отгородилась от общества непреодолимыми социальными барьерами.
Лишь у наиболее молодой части опрошенных, только вступающей в жизнь, сохраняются иллюзии об относительной доступности «элитной карьеры» -- половина из них (50%) уверена, что «у любого простого человека есть шанс войти в состав элиты, если он поставит перед собой такую задачу». Впрочем, подобное положение вещей воспринимается в стабильном обществе скорее как норма: возвращения ситуации пятнадцатилетней давности, когда нами рулил всякий, кто этого хотел, общество вовсе не хочет. По мнению 69% россиян, «управление страной должно находиться в руках опытных политиков, специалистов». И только 28% полагают, что «все граждане должны иметь примерно равные возможности управлять страной».
Современная российская элита не имеет каких-то определенных, ярко выраженных социальных корней. Она разношерстна, хотя, по мнению россиян, в ней все же наиболее значительное место продолжают занимать выходцы из старой советской, преимущественно бывшей партийной номенклатуры (37%), бывших комсомольских работников (25%), руководителей бывших госпредприятий, учреждений (20%). В более поздний период, по мнению россиян, произошло «наслоение» из числа высокопоставленных представителей окружения Бориса Ельцина (30%) и соратников Владимира Путина (24%). Весьма существенный вклад в формирование нынешней элиты, полагают россияне, внесли и выходцы из криминальных группировок (27%). Зато интеллектуальная и творческая элита -- выходцы из науки, культуры -- занимает в нынешней элите более чем скромное место (6%).
Нынешняя российская элита не выдерживает сравнения со старой советской. По мнению 42% россиян, за пятнадцать лет она изменилась явно в худшую сторону, обратного мнения придерживаются только 17%. При этом почти все позитивные качества в восприятии россиян были скорее присущи старой советской элите, а почти все негативные -- скорее нынешней.
Вот набор ведущих качеств, которыми россияне характеризуют советскую элиту: патриотизм, озабоченность судьбой страны (57%), ответственность перед страной, народом (39%), трудолюбие, работоспособность (34%), образованность, профессионализм (30%). А вот набор, характерный для элиты нынешней: корыстолюбие, склонность к коррупции (44%), безответственность, склонность ставить личные интересы выше общественных (41%), космополитизм, презрение к интересам своей страны (39%), лень, зазнайство (27%).
Пожалуй, только в одном позитивном качестве нынешняя элита в сознании граждан несколько превосходит советскую -- в энергичности, инициативности (соответственно 30% против 21%). Да и то, судя по остальным оценкам, инициативность элиты нынешней направлена отнюдь не во благо страны.
Интересы нынешней элиты и нынешнего российского общества не только не совпадают, но и не могут совпадать в принципе. Так считают 44% опрошенных. Только 6% считают, что интересы эти в целом совпадают. Да и сам слой элиты, оказывающий определяющее влияние на принятие решений, по сути ничтожно мал. Только 1% опрошенных готовы в той или иной степени причислить себя к высшему слою российских граждан, элите. Что же касается остальных, то 53% относят себя к слою среднему, а 40% -- к слою низшему. Элита, да и средний слой явно сдвинуты в сторону столиц, наиболее обеспеченных групп населения. Так, в Москве к элите себя причислили 2% опрошенных, а, напротив, к низшему слою только 28%.
Итак, нынешняя российская элита явно не соответствует задачам, стоящим перед страной, не обладает кредитом доверия со стороны общества. Ситуация выглядит вполне революционной («верхи не могут...»), с одной лишь оговоркой: если выросла, сформировалась дееспособная контрэлита, новые властители дум, способные и готовые нести обществу новые идеи и ценности.
Существует ли контрэлита в сегодняшней России? На этот вопрос не удалось получить однозначного ответа. Так, по мнению 42% опрошенных, «в стране существуют люди и политические силы, способные руководить страной лучше, чем нынешняя элита», по мнению 38%, «нынешняя элита неэффективна, непатриотична, но заменить ее некем». Так где же искать этих «способных руководить страной лучше»? Ответа нет. 19% опрошенных предлагают присмотреться к нынешней молодежи, 17% искать политиков нового типа в стане патриотов России, 11% возлагают надежды на предпринимателей, 10% -- на представителей нынешних местных и региональных элит. Еще меньше надежд на военных, сотрудников спецслужб (6%), лидеров оппозиционных партий и движений (8%), религиозных деятелей (3%), выходцев из ближнего зарубежья (1%).
Леонтий БЫЗОВ, руководитель аналитического отдела ВЦИОМ, - для "Времени Новостей"