|
|
N°154, 24 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Конституция -- это мы"
Интервью с губернатором Ярославской области Анатолием Лисицыным
-- Вы довольно долго не высказывались в СМИ по государственным проблемам, хотя трудно представить, что губернатору с 14-летним стажем нечего сказать о ситуации в стране.
-- Действительно, уже почти год я избегаю публичных обсуждений государственных вопросов в прессе. Дело не в том, что мне нечего сказать, -- я просто не считал себя вправе до конца следствия "светиться" в СМИ. Речь, конечно, не идет о каком-либо запрете сверху, просто мне кажется более этичной позиция, при которой человек может высказывать свою точку зрения без оглядки на кого бы то ни было, включая -- в данном случае -- и прокуратуру Российской Федерации. Сегодня, после девятимесячного следствия и последовавшего за ним официального снятия обвинений, можно сказать, что я официально-правовым путем защитил себя, свою репутацию, свои начинания и у меня сегодня в большей степени "развязаны руки" в отстаивании собственной позиции, собственных взглядов на любые вопросы жизнедеятельности как региона, так и государства. Я не просил ничьей защиты, и сегодня я глубоко удовлетворен тем, что смог сам защитить свое имя и свою команду. Хотя не скрою, что и личное мнение президента России по поводу окончания следствия и закрытия дела, которое он озвучил во время нашей последней встречи, мне было приятно.
-- Фактически лето закончилось, начинается новый политический год -- чего от него, по вашему мнению, ждать, в какую сторону будет двигаться государство, а вместе с ним и страна?
-- Убежден, что в сторону повышения управляемости и дальнейшей стабилизации в деятельности ее институтов. И то и другое крайне востребовано в сегодняшней России. Целое десятилетие мы децентрализовывали государство, целое десятилетие мы реформировали всю страну. Камни разлетались слишком далеко. Уже пять лет президент Путин пытается их собрать, и завершение этого процесса еще ох как далеко. Скажу откровенно: в 90-е годы мы не раз стояли на грани территориального развала страны. И в 1993, и в 1998 годах мы реально могли потерять целостное государство под названием Россия. Многие и сегодня не согласятся со мной, но именно регионы России, ее республики и области в критические годы децентрализации и даже анархии сохранили тот нынешний фундамент, который позволяет президенту сегодня с трудом, но управлять страной. Заказ российского общества на повышение управляемости сегодня очевиден. И это вовсе не означает какой-то антидемократический откат назад. Скажите, что же это за демократия такая, при которой один человек всего за десять лет якобы зарабатывает 10 млрд долл., а 10 млн человек за это же время умирают от болезней, левого алкоголя и социальной неустроенности? Я думаю, на последних президентских выборах рейтинг Владимира Путина оказался столь высоким не потому, что жизнь уже стала богаче, а потому, что россияне увидели в действующем президенте человека, с помощью которого, хотя бы в будущем, эта жизнь станет благополучнее и стабильнее. Аванс, который сохраняется у президента и сегодня, настолько серьезен, насколько велики стремления наших сограждан к упорядоченной и разумной деятельности государства, без десятилетних заносов в сторону военного коммунизма или хаоса либерализма. Другое дело, и это меня крайне беспокоит, что при нынешних наших законах эти авансы Владимир Путин отработать и воплотить в жизнь, к сожалению, не успеет.
-- Вы имеете в виду два срока президентства? То есть вы полагаете, что это ограничение следует отменить?
-- Именно так. Нам не надо впадать в демократическую, а на деле демагогическую истерику по поводу Конституции и ее незыблемости просто потому, что мы сами себе должны ответить на вопрос, что для нас важнее: незыблемость новой Конституции или перспектива развития страны. Я бы сформулировал это просто: Конституция для страны и народа, а не народ и страна для Конституции. Вы уверены, что мы спокойно переживем еще раз президентскую гонку с новым составом ее участников, нового президента, вникающего полтора-два года в свои обязанности и вновь формулирующего цели и задачи страны, "незавершенку" в делах уходящего президента и т.д.? Три года, уверяю вас, мы опять потеряем лишь ради слепого следования Конституции, сформулированной в некоторых местах по западным шаблонам. Эти шаблоны действительно приемлемы для спокойного, благополучного и динамично развивающегося государства с устоявшимися экономическими и политическими свободами, не находящегося в состоянии кризиса или реформ. Не надо далеко ходить за примерами. Конрад Аденауэр всего сорок лет назад вел разрушенную войной страну к нынешней демократии, и по ходу этого четырнадцатилетнего тяжелейшего пути дискуссии о сроках его пребывания в должности канцлера не были актуальными. Этот период в немецкой истории -- основа ее сегодняшнего благополучия и процветания. Франклин Делано Рузвельт в посткризисные и военные годы четыре раза подряд избирался президентом Америки, и американцы не рассуждали, что для них важнее, сделав выбор в пользу выживания и победы в войне. Аналогичным путем восстанавливали и французы свою республику во главе с Шарлем де Голлем. И тем не менее мы должны ориентироваться на нынешнее конъюнктурное мнение Запада о нашей демократии? Логичнее, если мы будем ориентироваться на их историю и их действия в сложной ситуации, которые позволили этим же странам стать благополучными, демократическими и стабильными, чего, похоже, они не желают нам. Мы прошли разный путь и находимся на разных этапах. Это в Америке от действий президента ситуация в стране не изменится столь кардинально. У нас по-другому. От российского президента зависит не только курс и вектор развития государства, но и основы его жизнедеятельности. Давайте признаем, что Путин по разным причинам (в т.ч. и объективным) не успевает довести до логического завершения реформы, направленные на централизацию, стабилизацию и управляемость ситуации в стране. У нас до сих пор идет процесс становления государственного управления. Меняются принципы формирования региональной власти, законодательного процесса, даже политического устройства. И на этом этапе опять менять президента, назначаемых им губернаторов, состав правительства? По-моему, для страны это просто опасно.
-- Но вы ведь предлагаете опять поменять принципы и правила игры. С такой установкой они никогда не станут стабильными и постоянными.
-- Станут. Но не искусственно, по теоретически правильно написанным законам, а тогда, когда государство и общество в результате завершенных реформ придут к стабильности и определенному уровню благополучия. Сегодняшний КПД президента Путина высок, он молод и энергичен, но одновременно уже опытен и квалифицирован. По-моему, глупо нам всем рисковать. Когда-то президент СССР Михаил Горбачев предложил стране идею и концепцию нового мышления, думается, она актуальна и сегодня. Правда, с несколькими "но". Это должно быть мышление, а не следование догмам и нормативам, сковывающим наше развитие. Это должно быть свое собственное новое мышление. Стабильность и перспективу развития России сегодня лично я связываю именно с действующим президентом. Он не может всем нравится. Он не может всегда быть прав. Он просто человек, но именно тот человек, который и сегодня, и завтра будет нужен нашей стране.
Размещено в газете под рубрикой "Позиция"
Беседовал Петр ИГНАТЬЕВ