Время новостей
     N°153, 23 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2005
Проблемы с головой
У карачаево-черкесских судей возникли вопросы к президенту и мэру столицы
Политический кризис в Карачаево-Черкесии, спровоцированный осенью 2004 года убийством семерых карачаевцев и вылившийся в стихийный захват резиденции президента и правительства, рано считать исчерпанным. В минувшую пятницу президента республики Мустафу Батдыева, бывший зять которого является главным обвиняемым по делу об убийстве, все-таки дождались в Верховном суде, куда он так и не явился накануне. Одновременно городской суд Черкесска отменил назначенные на 25 сентября этого года выборы мэра республиканской столицы. Это решение едва ли придаст стабильности ситуации в регионе: 17 августа тот же черкесский городской суд решил, что действующий мэр столицы Михаил Якуш занимает свой пост незаконно. Это значит, что столица республики формально обезглавлена на неопределенный период.

Михаил Якуш, который выдвинул свою кандидатуру на второй срок, считается политическим союзником президента Батдыева. Между тем иск об отмене выборов, назначенных на 25 сентября, исходил от его бывшего заместителя Петра Коротченко, уволенного с должности в июле этого года и также баллотирующегося в черкесские градоначальники. Именно Михаил Якуш и Петр Коротченко, долгое время работавшие в одной команде, считаются основными соперниками, которым предстоит схватка за должность мэра, -- правда, теперь не вполне ясно, когда именно. Два года назад, летом 2003 года, Петр Коротченко выдвигался как кандидат в вице-президенты КЧР в паре с кандидатом в президенты Исламом Бурлаковым, по сей день возглавляющим Верховный суд. Тогда Михаил Якуш, а с ним и значительная часть коммунистического актива республики, поддержали этот тандем. Но г-н Бурлаков пришел к финишу избирательной гонки лишь третьим, уступив второе место экс-президенту Владимиру Семенову, а первое -- Мустафе Батдыеву. Попытка верховного судьи оспорить результаты ни к чему не привела, и он занял выжидательную позицию.

Теперь некоторые местные эксперты склонны предполагать, что судебная власть перешла в наступление на власть исполнительную: в Верховном суде слушается дело об убийстве, инкриминируемом зятю действующего президента, а городской суд препятствует переизбранию мэра, которого действующий президент поддерживает. С формальной точки зрения логика городского суда вроде бы вполне ясна: просто оказалось, что депутаты горсовета Черкесска не очень хорошо осведомлены о работе своих коллег республиканского уровня, и наоборот. 12 июля нынешнего года горсовет Черкесска назначил мэрские выборы, забыв о том, что 7 декабря прошлого года Черкесску был придан статус городского округа. Дату избрания его главы должен был назначить парламент республики, причем не позднее 31 марта.

Но тот же городской суд двумя днями раньше высказал совсем другую точку зрения на назначение выборов мэра: они должны были быть назначены до 19 октября прошлого года. Срок полномочий г-на Якуша истекал 24 декабря, и к этому моменту столица республики должна была выбрать его преемника. Но горсовет опоздал на два дня, дождавшись, пока республиканский парламент примет закон о продлении полномочий должностных лиц с целью унификации даты выборов. 21 октября 2004 года городские депутаты продлили полномочия г-на Якуша, истекшие за два дня до этого, -- до 30 сентября нынешнего года. Теперь же суд обратил внимание на то, что закон о продлении полномочий лишен обратной силы и на мэра Якуша таким образом не распространялся.

Но вполне возможно, что попытки аналитиков разглядеть в черкесских судебных скандалах возобновление политической интриги двухгодичной давности окажутся беспочвенными, а федеральный центр просто собирается вывести на карачаево-черкесскую шахматную доску несколько принципиально новых фигур. Республиканская «Единая Россия», к примеру, отказалась поддержать на выборах главы Черкесска «кандидата от власти» Михаила Якуша и выдвинула своего кандидата, ставропольского предпринимателя Олега Корешникова. А президента Мустафу Батдыева, по неясной причине отказавшегося в прошлый четверг идти в суд для дачи свидетельских показаний по делу зятя, к пятнице, видимо, все же уговорили туда явиться.

По опыту осени прошлого года уговаривать в таких случаях приходится руководству Южного федерального округа, которое едва ли довольно положением в республике. Во всяком случае, президент Карачаево-Черкесии, судя по стенограмме пятничного заседания, был раздражен, уличал суд в том, что вызов его на допрос имеет политическое, а не процессуальное значение. И два раза напомнил, что работает главой республики, а не участковым милиционером и не директором завода «Кавказцемент».

Иван СУХОВ