|
|
N°153, 23 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борт №1 притормозили
Запрещены полеты самолетов Ил-96-300
Со вчерашнего дня в России запрещены полеты пассажирских лайнеров Ил-96-300. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор») приняла такое решение 20 августа из-за отказов тормозов шасси, случившихся с несколькими самолетами этого типа в последние месяцы. В первый день новой рабочей недели жесткая мера вступила в силу. Специалисты считают, что запрет, введенный впредь до устранения обнаруженных технических проблем, продлится от нескольких недель до нескольких месяцев.
Непосредственным поводом для разбирательства, вероятно, послужил инцидент с самолетом президента России, случившийся 2 августа в финском аэропорту Турку (Владимир Путин летает на специальной модификации лайнера -- Ил-96-300ПУ). В тот день из-за отказа злосчастного тормоза президент вынужден был на глазах у провожавших перебраться в другой самолет, и лишь затем отбыть из Финляндии на родину. Введенный вчера запрет означает, что президент Путин, находящийся сейчас в своей сочинской резиденции «Бочаров Ручей», не сможет воспользоваться Ил-96 для возвращения в Москву.
Сделано в Балашихе
Глава «Ространснадзора» Александр Нерадько вчера рассказал журналистам, что причину отказов специалисты обнаружили в агрегате УГ-151-7, применяемом в системе торможения колес самолетов Ил-96-300. По его словам, агрегаты были изготовлены с нарушением требований чертежа, что создавало угрозу безопасности воздушного судна и пассажиров при взлетах и посадках. Г-н Нерадько прямо назвал бракодела -- подмосковный Балашихинский литейно-механический завод (кстати, на этом же заводе изготовляются тормоза для стратегических бомбардировщиков Ту-160, один из которых на днях пилотировал Владимир Путин). Чиновник не стал комментировать выводы журналистов, что катализатором расследования послужил конфуз с президентским самолетом в Финляндии. Он только заявил, что подобные инциденты отмечались и раньше. По словам г-на Нерадько, причиной вмешательства «Ространснадзора» стали неоднократные жалобы авиакомпаний, эксплуатирующих обычную, коммерческую версию Ил-96-300, а также отсутствие адекватной реакции на эти жалобы со стороны производителей самолета.
Ил-96-300 относится к последнему поколению авиационной техники, появившемуся в нашей стране в смутную эпоху крушения советского строя. Сертификат летной годности машина получила в 1992 году, а ее серийное производство до сих пор как следует не налажено. Ил-96-300 выпускает штучно лишь одно предприятие -- Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО). Сейчас российские авиакомпании эксплуатируют в общей сложности 13 таких самолетов: «Аэрофлот» -- шесть машин, «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ) -- три, и «КрасЭйр» -- два, еще два президентских лайнера, построенных на базе Ил-96-300 в свое время для Бориса Ельцина и Владимира Путина, состоят в парке Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия". Наконец, один "обычный" Ил-96-300, принадлежащий ДАЛ, сдан в этом году в аренду кубинской авиакомпании Cubana и сейчас работает (с российским экипажем) в бассейне Карибского моря. Как заявил «Времени новостей» Александр Нерадько, введенный им запрет «касается всех Ил-96-300, летающих в России», то есть и президентских бортов тоже, зато не относится к «кубинскому» лайнеру.
Первые пострадавшие
Демарш «Ространснадзора» будет иметь в ближайшее время разнообразные последствия. Во-первых, авиакомпании, использующие Ил-96-300, в разгар летнего сезона столкнулись с нехваткой мощностей. Во-вторых, готовящимся новым контрактам по продаже таких машин в России и за границей эта история совсем не способствует. В-третьих, президент Российской Федерации вынужден будет временно пересесть с самолета последнего поколения на старый проверенный Ил-62. На нем летали еще советские генсеки начиная с Леонида Брежнева.
Наиболее дисциплинированно на запрет отреагировал «Аэрофлот». Вчера к середине дня национальный перевозчик объявил, что ставит «на прикол» все шесть своих Ил-96-300 (которые составляют 40% его дальнемагистрального парка) и в связи с этим отменяет некоторые рейсы. С личной просьбой о понимании к пассажирам обратился гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. Со вчерашнего дня отменены все рейсы "Аэрофлота" в Ханой и отдельные рейсы на Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. На некоторых других российских и зарубежных маршрутах "запретные" самолеты заменяются машинами других типов, в том числе меньшей вместимости: Ил-62 и А319, A320 и А321.
«Аэрофлот» имеет долгую и не вполне идиллическую историю отношений с Ил-96-300. Компания в течение семи лет успешно уклоняется от исполнения взятого на себя обязательства купить еще шесть таких самолетов. В оправдание менеджмент «Аэрофлота» часто ссылался на различные технические недостатки российского лайнера по сравнению с иностранными аналогами. Тем не менее в компании категорически отрицают свою причастность к нынешнему шагу "Ространснадзора". "Мы не были инициаторами, -- сказала вчера «Времени новостей» пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг. -- Новость оказалась для нас неожиданной. По-моему, неправильно останавливать столько самолетов в разгар сезона. Мы, конечно, писали много писем, обращая внимание на недостатки Ил-96-300 и добиваясь ликвидации их за счет производителей. На первый взгляд, мы выиграли, однако теперь мы вынуждены лезть из кожи вон, чтобы выполнить свои обязательства». Заместитель гендиректора компании Лев Кошляков сказал Интерфаксу, что если до конца октября полеты не разрешат, эксплуатационные потери «Аэрофлота» составят 20 млн долларов.
Первый заместитель гендиректора ГТК "Россия" Андрей Тюрин вчера также заявил «Времени новостей», что компания подчиняется решению авиационных властей и что оба ее «президентских» Ил-96-300 до отмены запрета останутся на базе в Москве. При этом г-н Тюрин отрицал, что ГТК вольно или невольно способствовала введению запрета, отметив, что такой шаг является прерогативой и обязанностью "Ространснадзора".
Интересно, что формулировки решения "Ространснадзора" дали почву для не совсем однозначных интерпретаций. В первоначальном сообщении, распространенном пресс-службой Минтранса (в ведении которого находится "Ространснадзор") вчера утром, говорилось: Александр Нерадько «обратился с предложением приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300» к главе Минпромэнерго Виктору Христенко, руководителю Федерального агентства по промышленности Борису Алешину и «руководителям ряда авиакомпаний».
Сам г-н Нерадько на встрече с журналистами интерпретировал эти выражения как категорический запрет. Так его и поняли в «Аэрофлоте», ГТК «Россия» и компании «Красэйр».
А вот в «Домодедовских авиалиниях» корреспонденту «Времени новостей» вчера сказали, что «пока, до прояснения ситуации», все самолеты этой компании летают по обычному расписанию. В московском представительстве авиакомпании Cubana вчера предпочли никак не реагировать и ждать развития событий.
«Это рабочая ситуация»
Активное непонимание запрета проявили вчера разработчики и производители Ил-96-300. Еще утром гендиректор авиационного комплекса им. Ильюшина Виктор Ливанов и гендиректор ВАСО Вячеслав Саликов выступили с заявлениями, сводящимися к одной мысли: «Это рабочая ситуация, в остановке полетов всех лайнеров нет необходимости». Говоря так, они, вероятно, больше думали не о тех лайнерах, которые уже летают, а о тех, которые предстоит изготовить и продать. Буквально накануне завершился авиасалон МАКС-2005, на котором ВАСО при посредничестве лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) заключило контракты на поставку двух лайнеров для компании Cubana. Еще два самолета для нее же предусмотрены более ранним соглашением. Один из них уже готов, но еще не поставлен на Кубу (его с помпой демонстрировали на МАКСе). Наконец, контракт на шесть самолетов с «Аэрофлотом» тоже еще предстоит довести до конца. Все эти сделки запрет "Ространснадзора" ставит под сомнение.
Ближе к вечеру в "Роспроме" под председательством Бориса Алешина собралось совещание. По итогам его г-н Алешин заявил журналистам: "Чрезвычайно сложно поддержать решение авиационных властей о приостановке эксплуатации самолета". Правда, он добавил: "Решение состоялось, и мы будем его выполнять". Кстати, к этому часу изменился и тон руководителя ВАСО Вячеслава Саликова. "Это правильная и своевременная мера будет в помощь авиазаводам, в том числе и Воронежскому", -- заявил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Один из участников совещания в "Роспроме", генеральный директор ИФК Александр Рубцов, сообщил «Времени новостей»: «Это было совещание о том, как бы побыстрее отменить запрет».
Программу достижения этой цели решено выработать сегодня. "Роспром" намеревается за день составить план устранения проблем злополучного агрегата УГ-151-7. Борис Алешин подчеркнул, что эти проблемы не критичны для лайнера. «Это не ошибка в проекте и в чертежах самолета, это скорее всего производственный дефект и условия эксплуатации самолета, негативно повлиявшие на состояние тормозной системы», -- сказал он.
В заочных дебатах об остроте проблем самолетных тормозов вчера не принимало руководство Балашихинского литейно-механического завода, из ворот которого, по версии г-на Нерадько, вышли некондиционные УГ-151-7. Корреспонденту «Времени новостей» на заводе сообщили, что гендиректор Александр Речкалов находится в отъезде до 25 августа, большинство остальных старших менеджеров тоже в отпуске или недосягаемы по другим причинам. На официальном сайте завода, кстати, говорится, что там делают тормозные системы едва ли не для всех когда-либо выпускавшихся в России самолетов и вертолетов -- гражданских и военных. В том числе и для стратегического бомбардировщика Ту-160, на котором президент Владимир Путин недавно летал на военные учения в Мурманскую область.
Что осталось у Путина
После запрета на полеты Ил-96-300 стратегический бомбардировщик "Павел Таран" остался, возможно, наиболее импозантным воздушным судном из тех, которыми Путин может воспользоваться для путешествий по России и за ее пределы. Правда, Андрей Тюрин из ГТК «Россия» в беседе с корреспондентом «Времени новостей» высказал мнение, что президент будет все же путешествовать на Ил-62. В парке «России» есть два Ил-96-300: более старый, с бортовым номером 0012, и новый, № 0016. Борт 0016 после инцидента в Турку был отправлен на ремонт. "12-м" бортом, унаследованным от Бориса Ельцина, Владимир Путин последний раз воспользовался 18 августа, перелетев из Москвы в Сочи. После этого самолет улетел в столицу. Источники в окружении президента вчера затруднились сообщить газете "Время новостей", на чем он будет перемещаться во время запрета. На днях глава государства посетит Казань, а в сентябре ему предстоит визит в Нью-Йорк для участия в сессии Генассамблеи ООН.
Михаил КУКУШКИН