|
|
N°149, 20 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Это можно назвать искусственным регулированием»
На вопросы газеты «Время новостей» отвечает председатель правления Нижегородского социально-коммерческого банка «Гарантия» Владимир СИНИЦИН.
-- В предложенном РСПП проекте банковской реформы среди прочего содержится идея о введении двухуровневой системы лицензирования. Она предполагает выдачу либо генеральной, либо ограниченной (региональной) лицензии, в зависимости от размера капитала. Что может означать реализация этой идеи для регионального банка, каковым является банк «Гарантия»?
-- На мой взгляд, не существует необходимости разделения работы банков на региональный и федеральный уровень. Правила должны быть для всех одинаковыми. Мне кажется, тех объемов лицензирования, которые осуществляет сейчас Центробанк, вполне достаточно. Стоит даже снизить некоторые требования. Дополнительное лицензирование для региональных банков сегодня не нужно, потому что от государства в этом смысле мы ничего не ждем. Какая бы реформа в нынешних условиях ни проходила, маловероятно, что это даст нам новые возможности.
Сейчас мы имеем некоторые функции федерального уровня, но это не столь важный фактор для нашего состояния. Мы заинтересованы не столько в федеральных функциях, сколько в общей стабильности. Нам важно, чтобы нас не ограничивали в работе, хотя бы на рынке внутри страны, а западный рынок для нас еще не вполне доступен.
Что касается собственно банка «Гарантия», занимающегося предоставлением всего спектра банковских услуг, то здесь самое важное -- стабильность, прогнозируемость поведения финансовой системы в целом. Если это существует, то можно рассматривать варианты развития, строить планы на завтрашний день. Все остальное -- в наших руках.
-- Но в связи с введением новой схемы лицензирования конкуренция, вероятно, будет ограничена. Может ли это неблагоприятно сказаться на региональных банках?
-- Да, от подобного рода системы лицензирования, безусловно, стоит ожидать возникновения неких условий, которые будут сдерживать отдельные моменты развития и работы региональных банков. Это можно назвать именно искусственным регулированием или ограждением от каких-либо функций. На самом деле мы при нашей добросовестной работе не можем нормально конкурировать, когда есть, скажем, общие ограничения, есть Сбербанк со своими позициями государства.
-- Как вы полагаете, следует ли изменять роль Сбербанка?
-- Мне кажется, самое простое -- поставить всех в одинаковые условия, и тогда Сбербанк сам определит свою роль на этом рынке. Замечу, что мы, к примеру, тоже имеем давний интерес в таком направлении, как ипотека, которое один из разработчиков проекта банковской реформы Александр Мамут видит целесообразным применить в работе Сбербанка. Более того, мы могли бы воплощать интересные проекты по ипотеке вместе с тем же Сбербанком.
-- Значит, вы считаете, что условия для работы и коммерческих, и государственных банков должны быть одинаковыми?
-- Исторически госбанки выполняли свою роль. Насколько это оправдано сегодня -- мне сложно говорить. Думаю, что нет. Нет необходимости определять для них какое-то отдельное направление, связанное с межгосударственными отношениями. Крупные банки способны сегодня решать любые задачи.
-- Насколько актуальна, по вашему мнению, реформа банковской системы именно сейчас?
-- Необходимость банковской реформы продиктована временем, но начинать надо, не вырывая отдельные кусочки из банковской структуры как подсистему. Нужно пускать деньги в свободный оборот. Должны быть сняты все ограничения. Ведь у нас 90% всех денежных потоков так или иначе имеет признак бюджетности. А все, что связано на сегодня с бюджетом, крайне ограничено. Эти ограничения и необходимо снимать. То есть деньги должны свободно перетекать, на их пути не должно быть шлагбаумов, в том смысле, что коммерческий банк не имеет полномочий на тот или иной ход. Коммерческий банк должен быть полноценной ячейкой экономики. Когда мы сможем нормальным образом построить внутренний оборот денежной массы, тогда сможем рассчитывать и на иностранные инвестиции. Ведь сегодня инвестиции возможны только в какие-то конкретные, отдельные проекты.
Не думаю, что изменения в банковской системе будут приняты в сентябре, поскольку о реформировании ее говорится уже давно, но, на мой взгляд, основная концепция, основные положения так и не отработаны до конца в идеологическом плане. Поэтому все, о чем говорится сегодня, трудно обсуждать. На разработку реформы должно уйти несколько лет, должны учитываться интересы участников всей системы.
-- Могут ли при этом, по-вашему, измениться какие-то функции Центробанка?
-- Контролирующие функции за ЦБ в любом случае должны сохраниться. Но сегодня система контроля зачастую слишком перегружена. Надо выделить ключевые моменты, и на них строить контроль. И этих моментов должно быть немного. Не так, как сегодня: бесконечные инструкции, которые необходимо соблюдать и которые часто мешают работе, взаимоотношениям. Не должен ЦБ определять риск операций банков. Риск должен определять сам банк, для этого ему необходимо иметь в своей структуре какие-то страховочные варианты.
Беседовала Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород