|
|
N°149, 20 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не надо пучиться от национальной гордости»
Своими взглядами на банковскую реформу с газетой «Время новостей» делится глава банка «Центр-Инвест» (Ростов-на-Дону) Василий ВЫСОКОВ.
-- Как вы оцениваете проект банковской реформы, который предлагают глава МДМ-банка Александр Мамут и возглавляемая им рабочая группа РСПП?
-- Прежде всего я благодарен газете «Время новостей» за то, что она открыла эту дискуссию: когда подобные обсуждения идут кулуарно, возникают опасения, что это опять закончится «семибанкирщиной». На мой взгляд, вариант, предложенный РСПП, обеспечивает доступ ограниченного числа банков к ограниченным ресурсам и участию в государственных программах. А главный смысл реформы, и об этом говорит сам Александр Мамут, -- поиск дополнительных средств на индустриализацию России. Но эта задача не решается путем увеличения минимальной планки капитала для банковского сектора -- от этого денег в стране больше не станет.
-- То есть в предложениях группы г-на Мамута вы видите исключительно конкурентный подтекст?
-- Почему же. Предложенная его группой программа -- это здоровая реакция бизнеса на замедление процессов реформирования банковской системы России. Виктор Геращенко поступил мудро, когда после кризиса дал, как говорят французы, laisser fair, laisser passer -- возможность идти делам своим чередом. Но ясно, что дальше одновременное существование и здоровой, и больной частей банковской системы дискредитирует ее в целом. Поскольку ЦБ и правительство долгое время проявляют нерешительность, инициатива пошла от бизнеса. В предложениях группы Мамута -- разумные вещи. Нам действительно необходимо как можно скорее переходить на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Вариант, который сейчас предлагают правительство и Банк России, -- ввести международные стандарты с 1 января 2004 года, -- на деле продлевает агонию проблемных банков. Технически перейти на МСФО не составляет большого труда. В 1997 году ЦБ в течение четырех месяцев перевел на новый план счетов всю российскую банковскую систему. Проблема на самом деле будет заключаться в другом: переход на МСФО требует изменения в менталитете, уровне квалификации персонала и банков, и контролирующих органов. На это потребуется не менее двух лет. Поэтому уже сегодня рейтинги банков надо публиковать еще и по международным стандартам, сделать открытыми результаты аудита по МСФО всех без исключения государственных банков.
-- Однако существует мнение, что именно региональные банки в первую очередь заинтересованы в том, чтобы максимально оттянуть сроки перехода на МСФО.
-- Я думаю, на самом деле водораздел здесь идет по линии «нормально работающие» -- «проблемные банки». Банк «Центр-Инвест» уже пять лет имеет аудит по международным стандартам, за 2000 год мы получили от PricewaterhouseCoopers аудит без оговорок, хотя до этого обычно оговаривалось, что Россия -- ненадежная страна, не учтена гиперинфляция. В 2000 году аудиторы учли все. В результате капитал у «Центр-Инвеста» по международным стандартам (209,5 млн руб.) оказался выше, чем по российским (201,5 млн руб.). Поэтому слухи о смерти российских банков после аудита по международным стандартам сильно преувеличены. Реальная проблема в другом: трудно и дорого жить двойной жизнью, ведя одновременно учет и по российским, и по международным стандартам. Как руководитель регионального банка я двумя руками за ускорение перехода на МСФО. Но я категорически против поиска «научно обоснованных» критериев создания очередной группы элитных, уполномоченных банков.
Альтернатива не в выборе между крупными и мелкими банками. У российской банковской системы есть на самом деле два других варианта развития: возврат к системе госбанков и допуск иностранного капитала. Программа Мамута -- это вариации на тему первого варианта.
Главная наша задача сделать так, чтобы банковская система могла масштабно кредитовать и инвестировать новую индустриализацию России. Нам уже сегодня для инвестиций в основной капитал нужны большие и «длинные» деньги, которые есть только у иностранцев. Чтобы привлекать капитал зарубежных банков, придется играть по их правилам, часть которых -- это как раз МСФО. Надо уже сегодня значительно упростить процедуру как открытия в России западных банков, так и их участия в капитале российских банков. Мы, конечно, можем пучиться от нашей национальной гордости, пугать всех тем, что иностранцы займут наш банковский рынок. Но вот передо мною книжка о том, как французский банк «Сосьете Женераль», будучи одним из основных владельцев Русско-Азиатского банка, в начале ХХ века финансировал индустриализацию в России, в том числе и в Ростовской области. Сто лет назад из 130 донских предприятий 113 были с участием иностранного капитала. Спустя несколько лет Русско-Азиатский банк набрал такую мощь, что уже сам открывал отделения в Париже, на родине своего прародителя. Его капитал перед войной составлял более половины капитала материнского банка. Такой путь развития и есть настоящая реформа.
-- Вы хотите сказать, что разработки РСПП -- это вообще не реформа?
-- Она не содержит качественных изменений. В ней есть здравые элементы, но они используются как ширма для передела рынка. Но не факт, что, потеснив региональные банки в провинции, тот же МДМ-банк сможет заполучить их клиентуру. К столичным филиалам после кризиса в регионах доверия нет. Сегодня на Дону местных банков вдвое меньше, чем столичных филиалов, но по объемам выданных кредитов они контролируют треть рынка, а без учета Сбербанка -- почти 60%. Если же реформа пойдет по плану, предложенному г-ном Мамутом, то директора провинциальных предприятий не перейдут на обслуживание в филиалы новых крупных банков, а отдадут предпочтение государственным: Сбербанку или Внешторгбанку. А еще часть оборотов предприятий отойдет теневым банкам, для обслуживания неучтенного нала.
Беседовал Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону