|
|
N°153, 23 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американские норки
Завершился восьмой фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж»
Этот фест -- самое долгоживущее музсобытие из всех как джазовых, так и рок-н-ролльных. Даже странно, что фестиваль с таким форматом каждый год прирастает публикой. Причем если в будничную пятницу народу было еще какое-то разумное количество, можно было и сесть в партер, и передвигаться свободно, то в субботу днем уже случился наплыв: очереди за билетами, все места во всех партерах и во всех ресторанах и питейных заведениях заняты, а за сценой выставили охрану. Это обидно, поскольку ранее можно было ходить за кулисы и «тереть» с музыкантами сколько душе угодно.
Так вот, возвращаясь к формату фестиваля. Он, как ни странно, сознательно немассовый. Нет никакой инструментальной попсы, smooth-джаза, молодежно-развлекательных проектов. И вообще говоря, актуальные звезды-то отсутствуют. Легенды -- были и есть. Например, легенда этого года -- альт-саксофонист и флейтист (редкая джазовая специализация) Джеймс Сполдинг. Он играл на многих релизах золотого периода лейбла Blue Note (у Фредди Хаббарда, в частности), входил в культовый коллектив World Saxophone Quartet. Что тут говорить, таких людей стоит даже просто видеть. Интересные проекты были. Адекватная джазовая атмосфера -- сколько угодно. За «традицию» в этом году ответила американская певица Синтия Скотт, совершенно адекватно певшая стандарты, и встреченная с большим энтузиазмом. Но вот чтоб звезд -- это извините. Маркус Миллер под ручку с Брэдом Мелдау в обнимку с Кассандрой Уилсон на эту сцену выйдут не скоро. И дело не столько в деньгах, сколько в политике. Эрмитажной публике нужно нечто другое, совсем другое. Нужна прогулочная атмосфера. Танцы. Ощущение причастности к музейной истории -- посему на ура воспринимались оркестры, диксиленды и всякое ретро -- «Уральский диксиленд», юные участники коллектива Анатолия Крола и кларнетист Валерий Киселев, помимо прочего волшебно сыгравший Solitude Дюка Эллингтона. Все барабанные соло -- и даже короткие брейки -- встречаются с детской радостью. Не сочтите за грубость, но примерно так «металлисты» реагируют на гитарные «соляки» волосатых людей, какого бы качества оные («соляки» и люди) ни были. Главное, чтоб были. Если они есть -- все нормально. Мы -- в жанре.
В первый же день были представлены более новаторские люди -- русско-германский коллектив Extreme Trio, ведомый нашей соотечественницей, молодой пианисткой Региной Литвиновой. Также в коллектив входит маститый лысый немец, барабанщик Кристиан Шойбер. Группа сыграла несколько номеров в такой европейско-новоджазовой манере: несложно для восприятия, но явно на любителя «отмороженного» европейского музицирования, записей лейбла ECM и всего такого прочего. В общем, вполне имиджевый проект в хорошем смысле. Публика воспринимала это вежливо-недоуменно, но музыкантам прием и атмосфера явно понравились.
Настоящей звездой, всех порадовавшей и всем угодившей, стал наш бывший соотечественник -- трубач Валерий Пономарев. А вот американец Дон Брейден, напротив, показался чересчур правильным и академичным. Трудно разделить недавние восторги медиа (особенно теле-) по поводу грузинской группы The Shin. Приятная квазифольклорная музыка, но чтоб с ума сходить и говорить о явлении-откровении... Может быть, в маленьком зале такая негромкая музыка слушается лучше, не могу судить.
Трагедия фестиваля -- неприезд из Германии саксофониста Александра Пищикова, у которого накануне события стало плохо с сердцем. Из-за болезни музыкант, прозванный во время оно «главным колтрейнистом Советского Союза» (за пристрастие к идеям позднего творчества Джона Колтрейна), попал в больницу. Он должен был выступать с французским трубачом Мишелем Марром, и ожидалась программа «трудного» авангардного жанра. В результате Марр играл мейнстрим с саксофонистом Олегом Грымовым, и эскапизма, прятанья в норках не получилось.
А нарушитель «пуристической» конвенции в этом году был. А именно массовик-затейник Феликс Лахути. Увалень в пестрой одежде, с наивным рэпом и задавленной примочками скрипкой собрался порвать публику в лоскуты, и отчасти ему это удалось. Действительно, мало ли людей, которые не слышали джаз-фанк, не видели фьюжн-электроскрипки (в руках того же Жан-Люка Понти) или не слышали джаз с рэпом, идеально обкатанный еще Майлсом Девисом и Easy Moo Be в начале 90-х... Ну да ладно, как сказал один умный человек, наличие попсовых стилей в джазе -- косвенный признак расширения аудитории.
Александр БЕЛЯЕВ