Время новостей
     N°152, 22 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2005
Кривой эфир
На футбольных болельщиков свалилась еще одна неприятность. Последнее время футболом всерьез заинтересовался Первый канал российского телевидения. И теперь с опозданием в пятнадцать минут или вообще в записи зрители вынуждены смотреть не только матчи сборной России, но и игры наших клубов в еврокубках.

Вряд ли кто-то будет спорить, что Первый канал имеет наибольшие возможности для организации трансляций футбольных матчей. Тут и самая широкая зрительская аудитория, и самая качественная картинка, и количество точек, с которых идет съемка, и камеры на рельсах вдоль поля. Но все эти достоинства напрочь убиваются нежеланием руководства канала организовывать действительно прямые трансляции. В лучшем случае игры можно смотреть с пятнадцатиминутным отставанием от событий в реальном времени, как матч сборных Латвии и России. В худшем -- в записи на сон грядущий, зная уже из выпусков новостей, чем все закончилось, как игру «Рапид» -- «Локомотив». Вполне возможно, что на Первом разницы и не видят: что футбол в записи, что вживую -- бегают двадцать два мужика в трусах, пиная мячик, да и ладно, работа у них такая. А те чудаки, кому это интересно, могут и попозже поглядеть. Не в театре, в конце концов.

Главный аргумент такого отношения к трансляциям матчей руководства Первого -- отсутствие рейтинга (рейтинг для Первого сейчас вообще больная тема -- впервые за долгие годы канал проигрывает по зрительской аудитории «России»), а следовательно, и интереса рекламодателей. И если показать в прайм-тайм сериал, денег можно заработать намного больше. Вопрос спорный. Футбольные трансляции собирают целевую аудиторию, которая представляет большой интерес для определенного круга рекламодателей. Дело даже не в этом. Вот в чем парадокс: тот же матч Латвия -- Россия был показан в прайм-тайм. То есть канал по логике потерял на этом деньги. Но в то же время трансляция шла с опозданием на четверть часа, а стало быть, потеряла еще и часть зрительской аудитории. То есть Первый канал сам увеличил свои убытки. Ладно был бы форсмажор, и о том, что футбол случится именно в этот день и в этот час, Первый узнал бы за неделю до матча и не успел бы переверстать сетку. Так ведь календарь игр сборной России был известен еще полтора года назад.

Сборная России не уйдет с первой кнопки. С этим надо смириться. Спонсоры российского футбольного союза готовы давать деньги (и немалые деньги -- торг по контрактам начинается с суммы 3 млн долл.) лишь в том случае, если их логотипы будут показывать на главном канале страны. Но создается такое впечатление, что канал, сознательно снижая рейтинг, добивается и снижения сумм, которые выплачиваются за телеправа на показ национальной сборной.

Ладно сборная. С ней все понятно. Но зачем Первому понадобились «Локомотив» и его игры в квалификационных раундах Лиги чемпионов? Сказано же: рейтинга нет, рекламы нет, денег нет. Однако Первый готов выкупать права на телетрансляции футбольных матчей «Локомотива», с упорством перебивая цену конкурентов, и все равно показывать в записи. Было, правда, одно исключение. Президент Российского футбольного союза Виталий Мутко позвонил как-то раз Константину Эрнсту и попросил показать игру «Локомотив» -- «Работнички» впрямую. Акция оказалась одноразовой -- через неделю звонить вновь было уже как-то неудобно.

Может быть, выкупая телеправа на футбол, Первый таким образом несет социальную ответственность. Но что-то неважно несет -- все время роняет. Когда российский болельщик узнает, что опять футбольный матч будут показывать в записи, эмоции, а также выражения рождаются самые разнообразные, и слова благодарности Первому в этом ряду отнюдь не на первом месте.

Завтра вечером Первый опять показывает футбол. В телепрограмме значится: «Локомотив» (Москва) -- «Рапид» (Вена), 19.00, прямая трансляция. Посмотрим. Но есть подозрение, что надрывный пафос комментатора в концовке трансляции, когда результат матча уже на самом деле известен, вновь будет смотреться смешно и неуместно.

Андрей ВДОВИН